История современного искусства
Семейный курс для любознательных детей и родителей
от Уральского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина и Уральского филиала ГЦСИ
Инструкция по применению:
Читайте текст вместе с детьми. Рассматривайте картины и отвечайте на вопросы. Переходите по ссылкам и узнавайте больше. Творите!
Клод Моне. Импрессионизм.
Тема 1
Современное искусство часто выглядит непривычным и непонятным: картины, на которых невозможно узнать ни одного знакомого образа, странные объекты или, наоборот, обычные, бытовые предметы, которые почему-то считаются произведениями искусства…

В классическом искусстве все, казалось бы, понятно. Мы видим изображения людей, предметов и пейзажей, как будто картина – это окно, сквозь которое мы смотрим на окружающий мир. Но в какой-то момент художники перестали просто копировать реальность. Когда и как это произошло? Чтобы разобраться, почему изменилось искусство, мы отправимся в прошлое, на рубеж 19-20 веков, и узнаем множество художественных направлений эпохи перемен и экспериментов.
Истоки современного искусства мы начнем искать во Франции примерно 140 лет назад.
В конце 19 века произошла промышленная революция. Появилось много новых технических изобретений.
Братья Люмьер. Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота (1896)
Самый первый фильм, который показали зрителям.
Какие изобретения конца 19 века вы знаете?
Как вы думаете, какие из них связаны напрямую с изобразительным искусством?
Конечно, фотография и кино. Они могут более точно отразить окружающий мир, зафиксировать события. С появлением фото и кино картина перестала быть единственным способом запечатления реальности.
Неужели живопись больше будет не нужна, и художники исчезнут?
Поменялась и жизнь художников.
Появилось много изобретений, которые позволили им творить по-новому.
Тюбики с краской
В конце 19 века придумали тюбики с краской, и стали стали изготавливать их на фабриках, промышленно. Теперь художнику можно было просто пойти в магазин и купить нужный цвет. Художники стали работать больше и быстрее.
Плоские кисти
Новые плоские кисти стали делать из щетины поросенка. Они позволяли художнику захватывать больше краски и делать широкие и уверенные мазки. Так, благодаря поросенку изменилось то, что называется техникой живописи.
Складной мольберт
Вместо громоздких станков появились небольшие чемоданы с ремешком, которые было удобно брать с собой.
Большинство старых картин, которые мы видим в музеях, написаны масляными красками. Эти краски особенные, не случайно до недавнего времени профессиональные художники работали только ими. Они очень долго высыхают, поэтому художники могут смешивать цвета прямо на полотне, добиваясь удивительных оттенков, и вносить изменения прямо в ходе работы.

До самого конца 19 века художники сами делали себе краски. А сделать масляную краску не так-то просто. Их делают из масла и пигмента – красящего вещества, сделанного из природных материалов. Например, сажа нужна была для черной краски, особая глина охра – для красно-коричневой, камень малахит – для зеленой краски, а лазурит – для синей. Эти материалы растирали в ступке до порошка, а потом разбавляли маслом. Представляете, если бы вам, прежде чем сесть порисовать, нужно было бы сначала полдня растирать краски в ступке?

Как вы считаете, где находился художник, когда писал эту работу?
К. Моне. Утес. 1882-1883
Новые рабочие инструменты сделали художника более свободным. Художник теперь не был привязан к своей мастерской, тяжелым холстам и громоздким инструментам. Он мог взять тюбики с краской и складной мольберт и отправиться писать картины куда угодно. Благодаря железной дороге он смог доехать до разных мест быстро и без труда, а не трястись несколько дней в повозке на лошадях. Так появляется понятие пленэра – когда художник пишет картины на природе.
Подсказка:
Как смотреть такие картины?
  • Перейдите по ссылке и сначала посмотрите картину целиком. Какого цвета море, какого цвета небо, скала, солнце?

  • Приблизьте изображение. Вы видите текстуру, цельная картина распадается на отдельные мазки разных цветов.

  • Поиграйте с приближением и удалением, чтобы насладиться мастерством автора складывать мозаику из цветных мазков.

  • Когда окажетесь в музее, попробуйте рассматривать картины так же, то подходя поближе, то отступая назад.
Поскольку материалы стали более дешевыми и доступными, поэтому художники стали экспериментировать с техниками живописи. Присмотритесь внимательно к поверхности картины. Художник накладывал краску слой за слоем, мазок за мазком, смешивая цвета не на палитре, а прямо на поверхности картины (холсте) и создавая толстую текстуру. Это совершенно новый способ. Раньше краски смешивали на палитре и писали тонкими кисточками. Поверхность холста была гладкой, с незаметными переходами – будто это не краска, а прозрачное стекло.
Выше мы посмотрели работу художника Клода Моне.
Давайте узнаем его получше.
В творчестве Моне мы часто встречаем пейзажи с водными видами. Моне обожал побережье, потому что большая часть его детства прошла в портовом городе Гавре.
Моне интересовался передачей цвета и света в своих картинах. Он был очень наблюдательным человеком. Однажды зимой, гуляя по парку в солнечный день, он заметил интересную особенность. Закройте глаза и представьте себя на месте художника. Вы идете по снежному парку. Ярко светит солнце. Вы смотрите на снег под деревьями. Какого он цвета?
Задание:
Всегда ли снег белый?
Возьмите белый лист бумаги, и подносите его по очереди к поверхностям разного цвета или к листам цветной бумаги. Обратите внимание, что цвет бумаги меняется. Это происходит потому, что цвета отражаются на соседние поверхности.
Рассмотрите картины Моне. Какого цвета на них снег?
Зачем Клод Моне писал много раз одно и то же место?
Знаменитый Руанский собор Клод Моне написал более 100 раз, а картин его пруда с кувшинками – несчетное число.

Ему было совершенно не важно, ЧТО писать, какой у картины сюжет. Ему было важно, КАК писать: как передать ощущение от увиденного во всех его деталях, игре цвета и света. Художнику нравилось наблюдать, как собор меняется в разное время дня от освещения, погоды, в разное время года - он не уставал рисовать его, стремясь передать в точности каждый момент, настроение, свое минутное впечатление.

Эффекты со светом и цветом интересовали не только Клода Моне, но и его коллег. Так появился кружок художников, которые писали работы в похожем стиле и были друзьями. Они были новаторами – нарушали правила и писали картины так, как никто раньше не писал. Они работали быстро, без набросков и эскизов, смешивая краски сразу на холсте. Ушли от прямого копирования реальности на своих картинах и стремились передать непосредственные зрительные впечатления от увиденного вокруг.
Это не очень понравилось Академии художеств – образовательному учреждению, в котором поколение за поколением учили всех художников Франции, бережно передавая и совершенствуя правила «хорошей» живописи. Поэтому картины Моне и его коллег не приняли на главную выставку, которую каждый год проводила Академия художеств – Парижский Салон. Тогда они организовали свою собственную выставку - Салон Независимых.


Почитать подробнее о том, как Салон вершил судьбы художников, можно в материалах Arzamas

К сожалению, современники такие картины не поняли. Зрители считали их незаконченными, всего лишь набросками. Даже само название этого течения - «импрессионисты» - происходит от высказывания одного критика. Юморист Луи Лерой после посещения выставки стал высмеивать картины Моне, говоря, что это не настоящее законченное произведение, а всего лишь впечатление – «impression» по-французски. С его легкой руки художников, которые использовали эту технику, стали называть «импрессионисты», то есть, в переводе на русский язык, «впечатленистами». Критики думали, что так они обидят художников, но им самим это название понравилось и показалось подходящим. Не случайно, Моне назвал одну из своих работ «Впечатление».
К. Моне. Впечатление. Восход солнца. 1873.
А еще Моне был страстным садоводом.
Где бы он ни жил, он высаживал цветы. Ему нравились их яркие цвета, и он часто рисовал их.







Совершите путешествие в городок Живерни недалеко от Парижа, в сад художника, где он провел последние десятилетия своей жизни
Также всегда Моне восхищала водная поверхность, вечно меняющаяся череда отражений. Тогда в моде была Япония, и Моне сделал себе мост в японском стиле. Он очень любил этот мост, и сделал больше 200 картин с ним. Вообразите, что вы стоите на мосту. Что вы видите? Кувшинки… Траву… Деревья вокруг… Может быть, вы видите ваши собственные отражения в воде? Присмотритесь внимательно к воде - какого она цвета, что в ней видно? Вы видите, как окружающая зелень - деревья и трава отражаются в ней, как в зеркале? Можете найти отражение мостика? Представьте этот мост не в летний день, а в вечерние сумерки, или в дождь, или зимой.
Когда Клоду Моне было уже 70 лет, он задумал грандиозный проект: целая комната с огромными картинами, на которых написаны только… кувшинки! Огромные полотна должны были располагаться по стенам овальной комнаты таким образом, чтобы человек, стоящий в центре, оказался полностью погруженным в его пруд. Для этой работы он построил в Живерни специальную студию.

Но в скором времени Моне заметил, как ухудшается его зрение. Врачи поставили диагноз двойной катаракты, из-за чего ему пришлось перенести две операции. Моне вновь обрёл зрение, но видел мир расплывчато, а цвета были искажены. Сравните на фотографиях ниже нормальное зрение и то, как видел Моне. Но он не перестал рисовать. Конечно, из-за плохого зрения изменились его картины.
К. Моне, Кувшинки. 1915 - 1926
Моне работал над серией "Кувшинки" 10 лет. Написал огромные полотна, которые называют Grandes Decorations (Великие Декорации). Длина холста составила 91 метр, высота 2 метра. Два метра - это максимальная высота, на которой художник мог писать стоя.

В 1927 году серия "Кувшинки" была размещена в музее Оранжери в Париже на Площади Согласия. Восемь огромных полотен экспонируется в двух овальных залах. В этих залах организовано естественное освещение, рассеянный свет поступает сверху сквозь прозрачную крышу, как и задумывал изначально сам Клод Моне.
А теперь попробуйте, как импрессионисты, смешивать краски прямо на «полотне».
Задание
для малышей
С малышами можно сделать декоративное панно по мотивам знаменитых кувшинок Клода Моне. Техника настолько проста, что результат будет впечатляющим в любом случае!
За мастер-класс благодарим http://itisartday.blogspot.ru/2015/02/kindergarten-reflection-collage.html

Вам понадобится:
Бумажная одноразовая тарелка
Зеленая и розовая бумага
Гуашь или акриловые краски голубого, синего, зеленого, желтого цветов
Губка
Ножницы
Карандаш
Задание
для тех, кто постарше
Ребята постарше могут написать картину в той же технике. Попробуйте изобразить цветущий луг или водную гладь с кувшинками с помощью губки.
За мастер-класс благодарим http://mrspicassosartroom.blogspot.ru/2011/04/monet-gardens.html

Вам понадобится:
Плотная бумага А3 или А4
Акриловые краски голубого, синего, зеленого, желтого цветов
Губка
Авторы курса

Дарья Маликова – заместитель начальника отдела художественных программ и творческих проектов Уральского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина

Яна Сидикова – медиатор Уральской индустриальной биеннале современного искусства, координатор проектов в Галерее "Ходынка"

Made on
Tilda