История современного искусства
Семейный курс для любознательных детей и родителей
от Уральского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина и Уральского филиала ГЦСИ
Инструкция по применению:
Читайте текст вместе с детьми. Рассматривайте картины и отвечайте на вопросы. Переходите по ссылкам и узнавайте больше. Творите!
Жорж Сёра. Пуантилизм.
Тема 2
Художника, о котором мы расскажем сегодня, можно считать ученым. Жорж Сёра жил примерно в то же время, что и Клод Моне, в конце 19 века, и посвятил свое творчество исследованию цвета.

Помните, как писали картины импрессионисты? Они наносили краски на холст не смешивая заранее, крупными мазками, и смешивали цвета прямо на холсте. Сёра нравились работы импрессионистов. Но он находил технику импрессионистов слишком хаотичной. Он захотел внести в нее порядок, понять законы, по которым глаз человека видит цвет. Поэтому художник обратился к теории цвета. Он изучал труды физиков, который занимаются оптикой - областью науки, которая исследует свет, цвет и зрительные эффекты. Сёра решил использовать это знание в своих работах.
И мы, как настоящие ученые, начнем с экспериментов.
Какие основные цвета вы знаете? Почему они так называются?
Все цвета взаимосвязаны. Основные цвета - это единственные цвета, не образованные из других. Они являются «родителями» цветового круга, потому что с их помощью можно получить все остальные цвета. Основные цвета смешиваются во вторичные, а те - в третичные.
Задание:
Цветовой круг

Возьмите гуашь, акварель или акриловые краски только трех цветов: красного, желтого и синего.
Нарисуйте такой же круг, как ниже.

Как вы думаете, какие цвета должны располагаться в остальных секторах круга? Как мы можем их получить? Приготовьте нужные цвета и закрасьте круг полностью.
Давайте проверим, что у вас получилось.
Смешав основные цвета между собой примерно в равных количествах, мы получаем три вторичных (или составных) цвета:

красный + желтый = оранжевый
желтый + синий = зеленый
синий + красный = фиолетовый

Смешав между собой соседние первичные и вторичные цвета, мы получаем третичные цвета. Они расположены между вторичными:

красный + оранжевый = красно-оранжевый
оранжевый + жёлтый = жёлто-оранжевый
жёлтый + зелёный = жёлто-зеленый
зелёный + синий = сине-зелёный, цвет морской волны
синий + фиолетовый = индиго, сине-фиолетовый
фиолетовый + красный = пурпурный, красно-фиолетовый
Таким образом получается замкнутая окружность из 12 цветов. Каждый цвет плавно переходит в следующий, образуя таким образом цветовой круг. Эта модель называется цветовым кругом Иттена, в честь швейцарского художника и педагога Йоханнеса Иттена. Есть и другие, более сложные модели цветового круга с большим количеством оттенков.
Йоханнес Иттен - педагог школы Баухаус. Он получил всемирную известность благодаря книге "Искусство цвета" и созданному им учебному курсу, который лёг в основу преподавания многих современных начальных художественных учебных заведений. Чтобы узнать подробнее о теории цвета, почитайте статью об Иттене в Википедии.
Итак, мы с вами выяснили, как можно получать новые цвета из основных. Но смешать краски на палитре - это не единственный способ получить новые цвета. Вы знаете, что такое оптические иллюзии? Это эффекты, которые основываются на обмане нашего зрения. Ведь наше зрение так устроено, что мы не всегда видим окружающие нас предметы и явления в том виде, в котором они существуют. Смотрите!
Этот эффект называется «оптическим смешением цветов».
Два цвета, которые расположены рядом друг с другом, влияют друг на друга или даже соединяются в один в нашем восприятии.

Оптическое смешение цветов происходит в двух случаях.
  • Либо когда два исходных цвета расположены рядом, и сливаются в наших глазах на расстоянии.
  • Либо при частой смене двух или более цветов, которые наше зрение не успевает уловить. Этого можно добиться, например, быстро вращая диск, окрашенный в разные цвета. Вспомните юлу!
Вы не поверите, но с этим эффектом мы с вами встречаемся ежедневно! Ведь именно так устроены наши телевизоры.
Результат механического и оптического смешения цветов может совпадать, а может и заметно отличаться.

Как вы думаете, какой цвет получится при оптическом слиянии красного, желтого и синего? А при механическом?
Почему?

Посмотрите видеоролик и узнайте подробности.

Еще про механическое и оптическое смешение цветов можно почитать здесь.
Галилео. Эксперимент. Смешение цветов
Ну а при чем же здесь творчество Жоржа Сёра?
Жорж Сёра хотел понять, как заставить цвета на картине мерцать и светиться. Он разработал новый метод смешивания цветов, который основывался на оптических фокусах. Вместо того, чтобы смешивать цвета на палитре, он, задолго до появления телевидения, предоставил цветам смешиваться прямо в нашем глазу! Оптическое смешение цветов, оказалось, дает более яркую, сияющую картину. Художник долго экспериментировал, и вот, наконец, представил публике свою самую большую и самую главную работу.
Ж.Сёра. Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт. 1884-1886
Кого вы видите на картине? Где находятся люди и чем занимаются?
На картине изображены жители Парижа на воскресном отдыхе. В 19 веке жизнь простых горожан уже не сильно отличалась от нашей с вами. По выходным, как и мы сейчас, они тоже любили пойти гулять в парк я друзьями или семьей.
Подсказка:
Как смотреть на картину?
Вы же помните, как лучше рассматривать картины?

  • Сначала посмотрите целиком, будто издалека. Много ли различных цветов на этой работе? Каких цветов трава, деревья, одежда?
  • А теперь приблизьте изображение. Мы видим, что картина состоит из точек и коротких мазков. Какого они цвета? Видны ли они были, когда мы смотрел на работу при дальнем расстоянии? Как они располагаются по отношению друг к другу?
  • Теперь снова отодвиньтесь - видите, как точки и мазки сливаются в цвета? Это и есть оптическое смешение цветов.
    Сёра располагал цвета так, чтобы дать возможность человеческому глазу самому их смешать. На солнце на траву падает теплый желтый свет солнца. Поэтому художник ставит точки желтого и оранжевого цветов. Рядом - тень. Он ставит на тот же самый зеленый цвет точки холодного синего цвета, причем точки сгущаются к границе света и тени.
    Как вы думаете, сколько точек на этой картине? Ее размер 81 на 120 дюймов. Точки, созданные в технике пуантилизма, настолько малы, что в диаметре составляют 1/16 дюйма. Исходя из этих вычислений, картина "Воскресный день на острове Гранд-Жатт" имеет около 3 456 000 точек! Нужно быть очень усердным и терпеливым человеком, чтобы писать картины в такой технике. Кстати, сейчас такой метод называют пуантилизм, от французского «пуант» - точка. Сам Сёра называл свой метод иначе - девизионизм, от слова «дивизион» (разделение) - потому что он разделял цвета.
    Задание:
    Снова цветовой круг?
    Теперь попробуйте сами получить смешанные цвета на цветовом круге с помощью оптического смешения цветов.

    Придумайте как можно больше вариантов, чем можно ставить точки краски на бумаге. Кстати, Жорж Сёра делал это кончиком кисточки или ее обратным концом.
    Некоторые говорят, что видят красоту в моих картинах, я вижу только науку.
    — Жорж Сёра
    Постепенно количество цветов в работах Сёра уменьшалось. Сначала он использовал все цвета палитры, а потом стал писать, используя только основные цвета: желтый, красный и синий.

    Эта картина была написана в последнее лето недолгой жизни художника, в порту Гравелин, в городке на северном побережье Франции, недалеко от границы с Бельгией. Жорж Сёра прожил всего 32 года, но изменил представления современников о живописи. Оказалось, любую картину можно написать, используя всего три чистых цвета!
    Ж. Сёра. Канал в Гравелине, Пти-Форт-Филипп. 1890
    А теперь попробуйте, как пуантилисты, нарисовать картину точками.
    Задание
    Распечатайте раскраску с нашей страницы или отсюда.
    Если у вас нет возможности распечатать изображение, не расстраивайтесь! Вы можете приложить чистый лист бумаги к экрану компьютера или планшета, и обвести изображение по просвечивающему контуру.

    Вам понадобится:
    Бумага А4
    Карандаш
    Гуашь или акриловые краски голубого, синего, зеленого, желтого цветов
    Ватные палочки
    Авторы курса

    Дарья Маликова – заместитель начальника отдела художественных программ и творческих проектов Уральского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина

    Яна Сидикова – медиатор Уральской индустриальной биеннале современного искусства, координатор проектов в Галерее "Ходынка"

    Made on
    Tilda