История современного искусства
Семейный курс для любознательных детей и родителей
от Уральского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина и Уральского филиала ГЦСИ
Инструкция по применению:
Читайте текст вместе с детьми. Рассматривайте картины и отвечайте на вопросы. Переходите по ссылкам и узнавайте больше. Творите!
Поль Сезанн.
Постимпрессионизм.
Тема 4
Как думаете, зачем художники пишут картины? Одни хотят в точности передать окружающий мир. Другие стремятся запечатлеть красоту момента или выразить настроение. А кто-то ищет и исследует в картинах законы живописи и, может быть, самого мира. Таким был Поль Сезанн. Его творчество стало своеобразной «художественной кладовой» для художников последующего времени. Чтобы понять, что же изменил Сезанн в искусстве, нам сначала нужно будет разобраться с особенностями живописи предшествующего времени.
Сравните эти две картины.
Первую картину написал голландский художник Виллем Ван Алст больше 300 лет назад, в 17 веке. Вторую - французский художник Поль Сезанн через 230 лет после Ван Алста. За два века сменилось несколько поколений художников, сам мир стал другим (вспомните наше первое занятие).
На первой картине фрукты как настоящие, правда? Хочется протянуть руку и взять их?
Этот натюрморт Виллема Ван Алста - прекрасный образец реалистического искусства - искусства, подражающего реальности. Но по сути эта картина – это обман. Она хочет казаться тем, чем она на самом деле не является. Что это значит?

Картина - это всего лишь вещь, один из предметов окружающего мира. Как стул или стол. Каждый предмет сделан из каких-то материалов. Стол состоит, например, из дерева.
«Натюрморт» - французское слово, оно означает «мертвая природа». Но не пугайтесь. Это цветы, фрукты, дичь, другая еда.
А из чего состоит картина?
Картина состоит из плотной ткани - холста, натянутого на деревянный подрамник, и красок. Но, глядя на работу Виллема Ван Алста, мы об этом не думаем. Художник как бы призывает нас забыть о том, что картина лишь предмет, плоский и покрытый краской. Мы видим яблоки, виноград, которые нам хочется съесть, красивую вазу - но на самом деле это лишь краски, нанесенные на холст. Мы же не видим ни холста, ни красок, а видим то, что находится ТАМ, в воображаемой реальности. Будто бы смотрим в окошко, а холст - лишь прозрачное стекло. Эта картина обманывает нас, потому что пытается притвориться окном в реальный мир.
Для того, чтобы картина маскировалась под реальность, в течение столетий художники искали и совершенствовали приемы создания этой иллюзии. Например, придумали «перспективу». В переводе на русский слово «перспектива» означает «смотреть сквозь». Перспектива – это способ передачи пространства на плоскости. Художники научились воссоздавать глубину пространства, в котором одни объекты мы видим ближе, другие - дальше, разработав законы линейной и воздушной перспективы. Узнать подробнее про перспективу и поучиться ее передавать.
Воздушная
перспектива
Воздушная перспектива создается с помощью красок. Те предметы, которые находятся на переднем плане, более яркие и четкие, а те, которые позади - более блеклые и размытые.
Линейная
перспектива
Все предметы удаляясь, от нас уменьшаются в размерах. То есть ближние предметы кажутся большими, а удалённые от нас - маленькими, пока совсем не превратятся в точку на линии горизонта. Поэтому, делая рисунок, на переднем плане мы изображаем предметы крупными, а на заднем - мелкими.
Например, представьте железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются. Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку. Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют "точкой схода».
Вернемся ко второй картине. Эти яблоки и персики так же похожи на настоящие?
Фрукты на натюрморте Поля Сезанна не кажутся съедобными, а больше похожи на игрушечные. Художник не стремится изобразить бархатную кожицу спелого персика, блеск сочного яблока. Глядя на картину, мы даже не можем понять, из чего сделана ваза - из фарфора? А может быть, она бумажная? И что на фон на заднем плане - ткань, обои или настоящие кусты? Мы можем только догадываться. Стол, скатерть, фрукты, посуда — всё будто бы сделано из одного материала, и получается, что стол не тверже фона, а у складок скатерти такая же плотность, как и у фруктов.
Посмотрим еще натюрморты Сезанна.
П. Сезанн. Нтюрморт с яблоками. 1895-98.
Почему художник не нарисовал фрукты похожими на настоящие? Может, он просто не умел иначе?
Конечно, умел. Но Поль Сезанн одним из первых понял, что нужно не копировать природу, а сделать так, чтобы картина сама стала миром, только со своими законами. Природа состоит из воды, воздуха, камней, растений и живых существ; всё в ней двигается, живёт, дышит. А мир картины должен создаваться из холста и красок, «жить» и «дышать» ритмом цветов и мазков. Все, что лежит на столе, не стремится подражать реальным предметам, а только «позирует» художнику.
В классическом искусстве натюрморт считался низшим из жанров. Ведь он изображал не какие-то важные события, или известных людей, а всего лишь скромные бытовые сцены: еду на столе или в лавке, книги… Благодаря Сезанну этот скромный жанр изменил историю искусства.
Поль Сезанн был человеком очень правильным и очень упорным. Во всем он стремился достичь совершенства. За его упорство его учитель живописи Камиль Писссаро называл его не иначе как «баран с пятью ногами». Если ему объяснили один раз, как нужно делать, он на протяжении всей своей жизни делал именно так и не иначе. Когда-то Писсаро объяснил ему, что нужно писать с натуры - он и писал с натуры, ничего не прибавляя. Говорят, все натюрморты были постановочными. Это значит, он не придумывал их из головы, а раскладывал настоящие фрукты и писал их. Как нетрудно догадаться, работал Сезанн очень медленно. Его друг, художник Эмиль Бернар, рассказывал, что иногда он делал один-единственный мазок, потом вставал, принимался бродить по комнате, размышляя, выходил в сад на полчаса, возвращался - и делал следующий мазок. На то, чтобы написать натюрморт, у него уходила неделя или даже больше. С этим связана забавная история.
Сезанн жил на юге Франции, в Провансе. Представьте себе: лето, жара. Постановочный натюрморт - персики и груши, которые постояли на жарком летнем солнце неделю, вторую... А Сезанн все писал... Один из его друзей был в гостях, увидел этот "благоухающий" натюрморт и, конечно же, пришел от него в ужас. Он стал спрашивать у Сезанна: «Что ж это такое, как ты можешь так работать?». Сезанн же невозмутимо ответил: «А заем мне нужны эти персики и груши? Я и так прекрасно знаю, как они выглядят».

Что он имел ввиду? На самом деле, в этот момент он признался, что он пишет не натюрморт с натуры, а свое представление об этом натюрморте. И именно это понимание искусства как идеи стало настоящим открытием для современников Сезанна.
Живопись с натуры - это не копирование объекта, это осознание своих ощущений.
- Поль Сезанн
П. Сезанн. Нтюрморт с яблоками. 1895-98.
Вам не кажется, что стол на картине стоит неровно или немного движется?
В своих картинах Сезанн не соблюдает законы перспективы, в которой мы изображаем объект с одной определенной точки зрения. Здесь предметы показаны с разных точек зрения одновременно. Получается, каждый предмет живет своей независимой жизнью внутри пространства картины. Например, стол мы видим сразу с нескольких сторон: перед нами одновременно и передняя часть с выдвижным ящиком, и вся поверхность с лежащими на ней предметами, как будто стол опрокидывается на нас. За счет этого создается ощущение, будто мы движемся вокруг стола, рассматриваем его с разных сторон…
Конечно, это тоже не случайно. Сезанн занимался теорией живописи, стараясь понять путь живописца к вершинам мастерства. Любая его картина тщательно выстроена. Как и Жорж Сёра, Сезанн исследовал особенности нашего зрения. Но если Сёра интересовало восприятие цвета, то Сезанна - то, как мы видим пространство.
Закройте один глаз. Потом другой. Вы видите, что картинка немного меняется? Каждый наш глаз видит изображение немного по-разному. В нашем сознании эти изображения накладываются, и получается единое изображение. Это называется бинокулярное зрение. Оно помогает нам видеть мир объемно. Сезанн пытался передать этот эффект в своих картинах. Он считал, что именно так изображение будет выглядеть наиболее правдоподобно.

Узнать еще больше об особенностях натюрмортов Сезанна вы можете в спецпроекте Пушкинского музея для Arzamas.


Единственным художником из компании импрессионистов, с кем дружил Сезанн, был его учитель Камиль Писсарро. Именно он вдохновил Сезанна выезжать из темной мастерской на природу, на пленэр.








Так пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна.
Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар.
Как вы думаете, есть что-то общее у Сезанна с импрессионистами?
Как и импрессионисты, Сезанн использовал сочные, яркие цвета и делал раздельные мазки - так, что цвета смешивались прямо на холсте. Как и у импрессионистов, часто изображение мы можем разобрать, только если отойдем подальше от картины. Но Сезанн не стремился передать сиюминутное впечатление от увиденного, как это делали импрессионисты. Он пошёл особым путём, связанным с особенностями его упрямого характера.

Помните, как писали свои пейзажи импрессионисты? Они похожи на альпинистов. Художники забирались в самые красивые места и делали быстрые наброски всего за несколько часов, чтобы передать на картине свое сиюминутное впечатление от увиденного. Импрессионисты искали бесчисленные варианты изменений; временное, мгновенное было для них главным.
Сезанн был похож на геолога. Геологи исследуют горные породы. Так и Сезанна интересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Он искал то, что неподвластно времени. Поэтому ему нужно было гораздо больше времени, чтобы постоять и подумать перед увиденным, чтобы оценить что это, из чего оно состоит. Этот художник хотел показать не внешние особенности, а найти постоянные, как бы научные законы, лежащие в основе мироздания.
П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар и Черное шато. 1905.
Какие геометрические фигуры вы здесь видите?
В результате наблюдений Сезанн пришел к выводу, что вся живопись может быть сведена к геометрическим элементам. Это было революционной идеей.
В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Рисунок и цвет неразделимы, по мере того как пишешь, чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок.
- Поль Сезанн
Сезанн писал гору Сент-Виктуар со всех мыслимых точек, пытаясь найти всё новые и новые ракурсы. Со временем он практически отказывается от иллюзии перспективы, и поверхность его картин превращается в плоскую цветовую мозаику.
Поль Сезанн писал и портреты людей.
Так же как и в натюрмортах, люди и вещи на его картинах составляют единый материальный мир, будто бы сделаны из одного материала.
Большая выставка Поля Сезанна прошла в 1907 году, через год после смерти художника.



После нее весь Париж буквально «заболел» Сезанном.
Художники, забросив собственные эксперименты, начинают пытаться осваивать художественные приемы Сезанна
«Модернизм» - период, когда художники были одержимы поиском новых идей и способов изображения окружающего мира.
Творчество Поля Сезанна вдохновило многих художников задуматься, может ли картина оставаться тем, что она есть на самом деле - всего лишь куском холста с нанесенной на него краской - и при этом быть красивой, интересной. Если картина - не окно в мир, а задача у художника не копировать реальность - то какая же у него теперь задача? Теперь художнику важно не ЧТО писать, а КАК писать картину.
Задача художника нового времени - придумать свою систему, как писать картины. Каждый великий художник начала 20 века стремится создать на на маленьком кусочке холста свою вселенную, которая будет такой, какой он себе ее представляет, самому придумать законы этой вселенной.
Попробуем сделать "геометрический" натюрморт в духе Сезанна.
Задание:
Бумажный натюрморт
Вам понадобится:
  • Принтер
  • Плотная бумага для печати
  • Ножницы
  • Клей

Распечатайте понравившиеся вам схемы с бумажными фруктами на плотной бумаге на цветом или черно-белом принтере (во втором случае, вы можете сами раскрасить фрукты гуашью).
Вырежьте и склейте.

Составьте из фруктов композицию на столе. Нарисуйте или сфотографируйте получившийся натюрморт.
Авторы курса

Дарья Маликова – заместитель начальника отдела художественных программ и творческих проектов Уральского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина

Яна Сидикова – медиатор Уральской индустриальной биеннале современного искусства, координатор проектов в Галерее "Ходынка"

Made on
Tilda