История современного искусства
Семейный курс для любознательных детей и родителей
от Уральского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина и Уральского филиала ГЦСИ
Инструкция по применению:
Читайте текст вместе с детьми. Рассматривайте картины и отвечайте на вопросы. Переходите по ссылкам и узнавайте больше. Творите!
Анри Матисс.
Фовизм.
Тема 5
В самом начале 20-го века символом новой живописи стало имя Анри Матисса. За свою долгую жизнь Матисс не только писал картины. Он создавал скульптуры, гравюры и даже аппликации, но известен прежде всего как живописец.
Помните, из-за того, что работы художников-импрессионистов не принимали ежегодную выставку Академии художеств, в конце 19 века они организовали свою ежегодную выставку - Осенний салон. Представьте - вы на Осеннем салоне в 1905 году. Публика к тому времени уже полюбила импрессионистов. С трудом, но начала воспринимать постимпрессионистов: Ван Гога, Сезанна. И вдруг вы входите в зал с такими работами.
А. Матисс. Женщина в шляпе. 1905
А. Матисс. Портрет мадам Матисс. Зеленая линия. 1905
Могли бы мы встретить такую женщину на улице?
Пожалуй, нет, женщины с сине-фиолетовыми волосами и зелеными пятнами на лицах встречаются нечасто. Женщину на фотографии звали Амели, она была женой художника. Как вы догадались, именно она позировала мужу для этих портретов. Но похоже ли получившееся изображение?

Матисс не стремится изобразить свою модель как можно точнее. Он не пытается передать в картине черты характера жены или свое отношение к ней. Но эти небольшие полотна стали очень важными в истории искусства. Матисс показал, как картина может стать выразительной с помощью очень простых средств. Обратите внимание, как на первом портрете зеленая линия разделяет лицо на две половины, холодную и теплую. Это делает портрет плоским и похожим на маску. На втором пятна цвета выглядят как яркая мозаика. Вслед за Полем Сезанном, Матисс напоминал удивленным зрителям, что «написать картину» и «изобразить реальный предмет» - не одно и то же.
Я создаю не женщину, а картину.
- Анри Матисс
Резкие, энергичные краски потрясли зрителей и вызвали негодование у критиков. Один критик сравнил выставку с горшком краски, брошенным в лицо публике. А другой критик, Луи Воксель, вообще обозвал художников «дикими зверями". Дело в том, что посреди зала, где были развешаны эти яркие картины, стояла обычная мраморная статуя. И Воксель заявил, что статуя оказалась среди «диких зверей» - по-французски «Fauve». Так, Матисса и других художников этого направления стали называть фовистами.
Цвет действительно играет очень важную роль в картинах Анри Матисса. Благодаря этим ярким цветам мы узнаем его картины среди множества других.
А. Матисс. Золотые рыбки. 1911
Какие цвета использовал художник в этой работе?
Матисс не смешивал краски друг с другом и писал чистыми цветами. На него повлияло творчество Жоржа Сёра и других пуантилистов. Но пуантилисты стремились разобраться в оптических эффектах и подобрать цвета так, чтобы изображение было наиболее похоже на то, что видит глаз. А Матисс, наоборот, использовал сильные контрасты в цвете, накладывал цвета, как ему вздумается. С помощью цвета он хотел не воссоздать, как выглядит объект, а создать настроение. Крас­ки дей­ству­ют в его кар­ти­нах как жи­вые пер­со­нажи на сце­не.
Сейчас эта картина находится в коллекции Пушкинского музея в Москве. Послушайте, как Надя рассказывает про Матисса в цикле «Мой музей».
Аквариум с рыбками стоял у Матисса дома.
Давайте заглянем к нему в гости!
А. Матисс. Розовая студия. 1911.
Какое настроение у этой картины?
В кар­ти­нах Ма­тис­са обыч­но ца­рит ра­дос­тное нас­тро­ение. Это настоящий праз­дни­к для глаз. Матисс специально делает цвета на своих полотнах такими яркими. Он хочет разбудить наши чувства и ощущения. Чем яр­че цвет, тем боль­ше в кар­ти­не жиз­ни, тем боль­ше в ней ра­дос­ти. Здесь изображена мастеркая художника. Но на самом деле мастерская художника не была таких цветов: пол был коричневым, а стены белые. Он искажает цвета, чтобы передать свое отношение к этому месту.
Матисс называл эту картину своим автопортретом. Как вы думаете, почему?
Давайте осмотрим комнату. В мастерской много вещей, которые рассказывают нам о ее хозяине. Рисунки, картины, скульптуры показывают разные грани творчества Матисса. Ткани и ковры с разными узорами говорят о его увлечении Востоком и путешествиях в восточные страны.

Узнать еще больше об этой картине вы можете в спецпроекте Пушкинского музея для Arzamas.
Задание
Предлагаю проверить вашу память! Внимательно посмотрите на картину ниже и постарайтесь запомнить все детали. Переключите слайд и попробуйте вспомнить, чего не хватает?
А. Матисс. Десерт. Гармония в красном. 1908.
А вот мадам Матисс накрывает на стол. Обратите внимание на пространство - здесь нет перспективы, глубины. Нет обхема и тени - изображение плоское. Мы до конца не понимаем, где заканчивается стол и начинается стена. Другим выразительным средством в его картинах стала точно отработанная линия. Он любил орнаменты.

Кажется, что художник не умеет рисовать. Об этих картинах можно сказать: «Фи, и ребенок так может!». Но Матисс, на самом деле, очень много трудился, чтобы добиться такого эффекта простоты. Такой стиль, когда картины напоминают рисунки маленьких детей, называется примитивной живописью. Анри Матисс, вместе со своими современниками, например, Полем Гогеном и Анри Руссо, пытался передать непосредственный, простой взгляд на мир.
Рисуя свою мастерскую, Матисс часто изображал и фрагменты своих картин. Здесь мы видим фрагмент одной из самых знаменитых картин Матисса - «Танец». У этой картины было две версии, написанные в 1909 и 1910 годах. Первая версия находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Вторая находится в Санкт-Петерурге, в Эрмитаже, вместе с другой картиной из этой серии - «Музыка».

А. Матисс. Танец с настурциями. 1912.
Сравните две версии картины. Первая - это эскиз, черновик.
Что изменил художник? Как вы думаете, зачем?
Как обычно, в картине очень важен цвет. У этих двух полотен совсем разная энергия. В первой картине цвета более приглушённые. И мы сразу понимаем, насколько красный цвет фигур меняет ощущения от картины. Цвет танцоров - цвет энергии и страсти.

Ничего удивительного, что его современники были ошарашены. «Танец» и «Музыка» – уже зрелые работы Матисса. В них ярко выражен стиль художника. На этом огромном холсте Матисс изобразил крайне скупыми средствами некое действие. Он намеренно упрощает все, что можно. Зачем? Чтобы выразить что-то важное, отсекается все лишнее. А то, что остаётся, служит для того, чтобы четко донести до нас замысел художника.

Здесь всего три простых цвета. Земля выражена лишь зелёным цветом. Небо – синим. Фигуры написаны очень условно, одним цветом – красным. Никакого объема, никакого пространства в глубину. Но, если приглядеться, то в картине не все так уж примитивно. Движения этих фигур очень даже сложны. Обратите внимание на левую, самую высокую фигуру. Буквально несколькими точными и выверенными линиями Матисс изобразил эффектную, выразительную позу человека. Фигуры справа расположены ниже, чем фигуры слева. Так круг из рук становится наклонённым. Это добавляет ощущения стремительности. Земля изображена в виде некоего возвышения, что усиливает иллюзию невесомости и скорости. Все эти немногочисленные, но такие важные детали Матисс добавляет лишь для одного: чтобы наше внимание было сосредоточено на самом танце. Не на фоне, не на лицах персонажей, не на их одежде. Их просто нет в картине. А лишь на самом танце. Перед нами квинтэссенция танца. Его суть. И ничего больше.
Благодарим за анализ картины
Картины «Танец» и «Музыка» огромны, их размер 2,5 на 4 метра. Это потому, что художник создавал их как настенные панно. В 1908 году московский купец и коллекционер живописи Сергей Иванович Щукин, который был хорошо знаком с Матиссом, посетил парижскую мастерскую художника и предложил художнику исполнить декоративные панно для украшения парадной лестницы его особняка в Москве. Для первого этажа они выбрали сюжет с танцем. По замыслу автора, человеку, входящему в дом с улицы, нужно «сообщить чувство облегчения». На втором этаже должен был расположиться сюжет с музицирующими и слушающими, потому что в доме Щукина увлекались музыкой. Так появились парные панно «Танец» и «Музыка». В планы Матисса входило и написание третьего полотна, «Купание» (или «Медитация»), на котором были бы изображены отдыхающие. Но дом Щукина был двухэтажным, и «Купание» сохранилось лишь в набросках.

Дом С.И. Щукина в Москве.
Незадолго до отправки в Россию оба панно были выставлены на парижском Осеннем салоне 1910 года и вызвали грандиозный скандал. Эти красные фигуры, будто нарисованные ребенком, ругали нещадно. Щукину тоже досталось. Его критиковали за то, что он покупает всякий хлам. Щукин испугался осуждения друзей и… отказался от полотен. Но, уже вернувшись в Москву, опомнился и извинился перед Матиссом. Он написал в письме: «Сударь, в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться». Так, панно «Танец», а также парная к нему «Музыка», благополучно доехали до России.
Фовизм, как движение в искусстве, длился всего несколько лет.
В 1917 году Матисс переехал из Парижа в пригород Ниццы на Французской Ривьере, и стиль его работы стал более спокойным и классическим.
Когда Матисс состарился, он перенес 2 тяжелых операции. Он не мог больше стоять у мольберта и писать картины.



Но он продолжал творить. Матисс создавал удивительные коллажи.
Рисование ножницами - так назвал свою технику сам художник. Матисс зажил своей новой, второй жизнью. Он захотел «выйти за границы сюжета» и создавал простые орнаменты, полотна которые не изображали никаких предметом или людей, или передавали их в нескольких простых формах. За кажущейся простотой таится удивительная гармония. Жизнерадостность этих наивных работ стала подтверждением неугасаемой воли художника — воли к жизни, воли к созиданию.

Дом С.И. Щукина в Москве.
Он создаёт свои «обои-аппликации», которые словно улетают со стен его комнаты.
Создадим аппликацию, похожую на коллажи Матисса.
Задание:
Вам понадобится:
  • Ножницы
  • Клей
  • Цветная бумага
  • Плотная бумага для основы

Рассмотрите формы на коллажах Матисса и вырежьте из цветной бумаги похожие.
Разложите их на бумаге. Попробуйте разные варианты и выберите тот, который вам больше всего нравится.
Авторы курса

Дарья Маликова – заместитель начальника отдела художественных программ и творческих проектов Уральского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина

Яна Сидикова – медиатор Уральской индустриальной биеннале современного искусства, координатор проектов в Галерее "Ходынка"

Made on
Tilda