История современного искусства
Семейный курс для любознательных детей и родителей
от Уральского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина и Уральского филиала ГЦСИ
Инструкция по применению:
Читайте текст вместе с детьми. Рассматривайте картины и отвечайте на вопросы. Переходите по ссылкам и узнавайте больше. Творите!
Густав Климт.
Модерн.
Тема 6
Век за веком в Европе различные течения в искусстве сменяли друг друга не спеша, подобно волнам. Господствовал один большой стиль, которому следовали все. Он определял, как строить и украшать дома, создавать мебель, посуду и другие предметы быта, какую носить одежду, как создавать картины и скульптуры. Иногда эта мода держалась на протяжении целых столетий без особых изменений. Затем один стиль плавно перетекал в следующий.

И вдруг в конце 19 века идеи стали развиваться одновременно. Всего за 30-40 лет в искусстве возникло сразу несколько художественных течений - невиданная скорость по сравнению с прошлыми веками. Они стали соперничать и соревноваться между собой за внимание публики. Мы уже познакомились с импрессионизмом, постимпрессионизмом, фовизмом… Одновременно с этими художественными течениями появился новый большой стиль - мода в искусстве, которая охватила всю Европу. В разных странах он назывался по-разному: во Франции «ар нуво» (новое искусство), в Австрии и Германии - «югендстиль» (молодой стиль), в Англии, а оттуда и в России - «модерн» (современный стиль).
Сегодня мы отправимся с вами в Австрию.
На всех предыдущих занятиях мы с вами были во Франции. Так получилось, что именно в этой стране рашьше всего начались революционные изменения в живописи, которые изменили искусство нашего времени. Но перемены и великие художники были не только во Франции. Мы в столице Австрии – Вене. Здесь на рубеже 19 и 20 веков жил и работал художник Густав Климт. Вена была очень богатым городом. Поэтому там могли воплощаться самые новые и смелые художественные идеи Европы. Посмотрите, какие прекрасные здания в стиле модерн были построены в Вене в это время.
Задание
В каждой стране у стиля модерн были свои особенности. Но все же легко увидеть главные общие черты. Рассмотрите фрагменты венских зданий и предметы и попробуйте назвать отличительные черты стиля модерн (вы можете нажимать на картинки для увеличения).
Модерн вдохновляется живой природой. Он повторяет плавные, извилистые линии - такие, как у стеблей растений. Для украшения используются природные мотивы: всевозможные цветы, растения, насекомые, ракушки. Еще в модерне очень популярные образы изысканных красавиц, томно изогнувшихся в причудливых позах. Цвета выбирают тоже природные - естественные, не яркие. Зато поклонники модерна очень любят все блестящее: золото и серебро, перламутр, стекло. Все поверхности богато украшаются, иногда даже, на наш вкус, чересчур обильно. Из-за большого количества искусно выполненных деталей здания и предметы в стиле модерн интересно рассматривать. Художники и архитекторы, как волшебники, создают зачарованный, сказочно прекрасный мир.
Посмотрите на это великолепное здание! Вы можете даже "прогуляться" вокруг него. Этот павильон построили специально для своих выставок молодые австрийские художники, провозгласившие в Австрии появление нового, "молодого стиля". Его ажурный купол, сверкающий на солнце тысячами золоченых лавровых листьев, символизирует молодость искусства. Здание называют Сецессионом - вслед за названием самого творческого объединения. Как когда-то бунтари-импрессионисты во Франции, эти художники откололись от своих коллег и выступили против старомодного академического искусства. Secessio по-латински означает "отделение", "уход" - отсюда и название. Над входом золотыми буквами начертан девиз Сецессиона, придуманный венским критиком:
Каждому времени свое искусство, каждому искусству своя свобода.
- Людвиг Хевиши
Поводом для создания Сецессиона стал отказ принять работы Густава Климта на академическую выставку в венском Доме художников. Вот афиша самой первой выставки Сецессиона, нарисованная Климтом.

Если другие новые направления в искусстве простые зрители часто не понимали, то стиль модерн пришелся по вкусу публике. Художники, работавшие в этом стиле, преуспевали - у них всегда были заказчики. Помните, зрители не покупали картин у таких художников, как Винсент Ван Гог, и поэтому они жили очень бедно?

Признание, пришедшее лишь после голодной смерти, – история не про Густава Климта. У него была бедная студенческая юность (он учился в Венской школе искусств и ремесел), но по окончании учебы всё сразу наладилось. В 1880-х годах застраивалась парадная венская улица Рингштрассе. На ней стояли важные общественные здания - музеи, театры, банки, государственные учреждения… Молодой Климт получил очень важный заказ - украсить стены между колоннами и арками вдоль главной лестницы Венского Музея истории искусств.
Г. Климт. Старое итальянское искусство. 1891.
Втроем, вместе со своим братом и другом, за полгода они написали 40 картин. Они выполнили их маслом на холсте в мастерской художника, а затем приклеили к стенам в Музее. На картинах изображены фигуры людей. Их необычные наряды обозначают различные эпохи и стили искусства. Эта работа так всем понравилась, что император Австрии Франц Иосиф наградил Климта медалью. С этого момента Климт стал считаться одним их самых известных и популярных художников не только в Австрии, но и в мире. У него было очень много заказов, он имел возможность выбирать. И выбирал тщательно. Он продолжил расписывать другие общественные здания по соседству на Рингштрассе. И, конечно, он расписывал интерьеры очень богатых частных домов.

Например, один богатый владелец заводов решил построить в Брюсселе большой особняк в стиле модерн. Весь дом должен был стать одним большим цельным произведением искусства.










Хозяин заказал нескольким самым известным художникам, в том числе Климту, украшение своей Виллы Стокле.
Климту поручили украсить столовую. В течение нескольких лет он рисовал эскизы мозаики, которую потом выложили по обеим сторонам комнаты. Главным мотивом этой мозаики стало древо жизни. Вы можете посмотреть девять рабочих чертежей. Обратите внимание - если приблизить изображения, на чертежах можно увидеть пометки для мастеров, которые будут выкладывать мозаику на стенах. Они должны были использовать только самые лучшие, самые дорогие материалы - перламутр, эмаль, настоящее сусальное золото.
3 эскиза для Виллы Стокле: «Ожидание — Древо жизни — Свершение/Упоение». 1905-1911.
Но больше всего Климт любил писать красивых светских дам. Сегодня мы бы сказали, что у художника было много фанаток. Богатые дамы действительно ценили работы этого художника и с большой охотой заказывали у него свои портреты. Роскошно одетые и надушенные, они приходили в его мастерскую и часами позировали ему.
Это - самые знаменитые картины Густава Климта.
Как вы думаете, из чего сделаны эти картины?
Время, когда он начал создавать такие работы, называют Золотым периодом его творчества. Они сделаны из настоящего золота, из очень тоненьких золотых листов - сусального золота. Остальные краски только подчеркивают его чистый и яркий блеск. Эта техника сложна: листы приклеиваются на холст с помощью специального клея и покрываются лаком. Но Климт хорошо умел работать с этим материалом, его отец был гравировщиком по золоту, и он обучил этому своего сына.

Некоторые полагают, что идея создавать такие картины пришла Климту после поездки в Италию, где он увидел древние византийские мозаики. Если вы бывали в у нас в России в православной церкви, вы видели, как много там используется золота для оформления алтаря, окладов икон. Эта любовь к золоту как раз пришла к нам из Византийских церквей. Возможно, именно она вдохновила и Климта.

Золотые картины так любимы зрителями, потому что напоминают нам о сиянии счастья. Очаровательные лица, прически, руки, украшения, платья и фон, как в волшебном калейдоскопе, превращаются в неповторимую сказочную декорацию. Именно так художник видел человека, его красоту, - и его слабости.
Вам когда-нибудь доводилось смотреть в микроскоп? Наверное, вы знаете, что все живое состоит из клеток. Наука, которая занимается исследованием клеток и микроорганизмов, называется микробиология. И именно во времена Густава Климта ученые этой науки сделали очень много открытий. Художник узнал об этих открытиях от своих друзей. Его очень заинтересовал и вдохновил мир микрочастиц, клеток, из которых рождается все живое. Сравните клетки и рисунки Климта - замечаете сходство?
Думаете, эти платья существовали только на рисунках? Или женщины, которые позировали Климту, могли быть на самом деле одеты во что-то подобное?
У Климта была подруга по имени Эмилия Флёге. Она была модельером. Сегодня ее имя забыто, хотя ее заслуги, как талантливого модельера, бесспорны. У нее был свой модный салон на одной из центральных улиц. Эмилия Флёге создавала необычные, революционные образы. Ее платья надевались без корсета, свободно ниспадали с плеч, имели широкие рукава. Часто и сама она носила такие оригинальные одежды, о чем свидетельствуют сохранившиеся фотографии. Платья Эмилии не продавались, высший свет был пока не готов к столь демократичному стилю. А вот Густав увековечивал наряды на своих полотнах.Он помогал придумывать рисунки для тканей, а Эмилия шила наряды для моделей Климта.
Эмилия и Гюстав Климт познакомились, когда еще были очень юными. Этот портрет Эмилии был написан Густавом, когда они только познакомились, в 18 лет. Младшая сестра Эмилии вышла замуж за брата Густава, Эрнеста Климта, и после его скоропостижной смерти Густав стал опекуном их семьи и часто наведывался в их дом. Так Эмилия стала ближайшей подругой и музой Климта. Они были настолько близки, что перед смертью последними словами Климта были: «Пошлите за Эмилией».
Вот такие платья создавала Эмилия Флёге.
Задание

Вооружитесь лупой (или просто сильно приблизьте изображение) и рассмотрите сложные узоры на картинах Климта. Как вам кажется, на что они похожи?
Г. Климт. Портрет Эмилии Флёге. 1895-98.
Вам когда-нибудь доводилось смотреть в микроскоп? Наверное, вы знаете, что все живое состоит из клеток. Наука, которая занимается исследованием клеток и микроорганизмов, называется микробиология. И именно во времена Густава Климта ученые этой науки сделали очень много открытий. Художник узнал об этих открытиях от своих друзей. Его очень заинтересовал и вдохновил мир микрочастиц, клеток, из которых рождается все живое. Сравните клетки и рисунки Климта - замечаете сходство?
Несмотря на огромное количество заказов, известность и богатство, Климт был очень скромным человеком. Он жил с матерью и сестрой и по возможности всякий раз спешил оказаться дома к обеду. На большинство приглашений на званые вечера, балы и прочие развлечения он отвечал отказом, предпочитая поскорее отправиться к себе в мастерскую. Он надевал широкую свободную рубашку из грубого волокна (в ней было очень удобно работать) и проводил в своей мастерской почти все время. Работал он тихо, спокойно. И за всю свою жизнь не написал ни одно автопортрета.
Несмотря на огромное количество заказов, известность и богатство, Климт был очень скромным человеком. Он жил с матерью и сестрой и по возможности всякий раз спешил оказаться дома к обеду. На большинство приглашений на званые вечера, балы и прочие развлечения он отвечал отказом, предпочитая поскорее отправиться к себе в мастерскую. Он надевал широкую свободную рубашку из грубого волокна (в ней было очень удобно работать) и проводил в своей мастерской почти все время. Работал он тихо, спокойно.
Я не считаю себя интересной моделью. Как человек я не очень-то интересен… Мне гораздо больше нравятся другие люди, особенно женщины. Я просто художник, работающий с утра до ночи. Если кто хочет что-нибудь узнать обо мне, пусть внимательно изучает мои картины.
- Густав Климт
Художник писал пейзажи для себя. Так он отдыхал. Может, поэтому критики долгое время обходили их своим вниманием, и публика мало их знала. Сегодня пейзажи признаны важной частью его творчества. Они очень декоративны, и одновременно реалистичны. И совсем не похожи на помпезные золотые картины. Возможно, это другая сторона личности художника: простота, спокойствие и легкость, которых часто так не хватает человеку.
Попробуем составлять узоры, как Густав Климт.
Задание:
Вам понадобится:
  • Напечатанная фотография
  • Плотная однотонная бумага
  • Старые журналы
  • Ножницы
  • Клей
  • Золотая краска (не обязательно)

Возьмите любую фотографию - свою или своих близких.

Из старых журналов вырежьте страницы, на которых найдутся красивые фактуры. Рассортируйте по цветам и нарежьте на мелкие кусочки.

Приклейте фото на лист плотной однотонной бумаги. Нарисуйте контур "платья" или "одеяла". Заклейте все внутри контура кусочками бумаги с разными узорами.

Фон можете покрыть золотой краской.
Авторы курса

Дарья Маликова – заместитель начальника отдела художественных программ и творческих проектов Уральского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина

Яна Сидикова – медиатор Уральской индустриальной биеннале современного искусства, координатор проектов в Галерее "Ходынка"

Made on
Tilda