История современного искусства
Семейный курс для любознательных детей и родителей
от Уральского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина и Уральского филиала ГЦСИ
Инструкция по применению:
Читайте текст вместе с детьми. Рассматривайте картины и отвечайте на вопросы. Переходите по ссылкам и узнавайте больше. Творите!
Пабло Пикассо.
Кубизм.
Тема 6
Сегодня мы познакомимся с одним из самых известных художников 20 века - Пабло Пикассо. Он родился в Испании тогда, когда импрессионисты уже устраивали свои первые скандальные выставки и дожил до глубокой старости. При жизни он успел побывать очень бедным и никем не понятым, затем обрести успех и стать всемирно знаменитым. У него было множество поклонников и подражателей среди художников, а обычные зрители долго не могли понять: не издевается ли Пикассо над ними, создавая свои картины? Умеет ли он вообще рисовать? И это неудивительно.
П. Пикассо. Авиньонские девицы. 1907
Это картина «Авиньонские девицы», написанная Пикассо чуть больше 110 лет назад. Увидев ее, публика ужаснулась! Разразился скандал. Даже некоторые друзья отвернулись от автора. Разве эти страшные существа с мужскими лицами и какими-то угловатыми руками и ногами похожи на девушек? Но именно эта эта картина Пикассо стала одним из самых важных произведений в искусстве 20 века. Написав эту картину, Пикассо сказал, что будет изображать мир не таким, каким видят его его глаза, а таким, каким понимает его разум. Именно в этот он момент сформулировал основной принцип искусства 20 века – того самого, что называется современным искусством. Он сказал, что главное в искусстве – это идея. Эта картина и эта фраза не возникли бы просто так. Какая же идея лежит в основе этой картины? И все-таки, умел ли Пикассо рисовать? Давайте разберемся.
Это полное имя Пабло Пикассо.
Сможете повторить, или хотя бы прочитать?
Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо


На этом автопортрете ему 14 лет, и он учится в Барселонской школе изящных искусств. Пабло младше остальных студентов, но не боится спорить с преподавателем. Его часто наказывают — запирают в комнате с белыми стенами, — а он ничуть не расстраивается, рисует себе и рисует. В 19 лет со своим лучшим другом-поэтом Карлосом Касагемасом Пикассо уезжает в Париж — город писателей, музыкантов и художников.
Помните, почему все художники так стремились в Париж?
Париж - город, где происходят перемены в искусстве, где художник может почувствовать себя по-настоящему свободным и среди своих единомышленников. В это время там творят Клод Моне, Жорж Сёра, Винсент Ван Гог, Анри Матисс, Поль Сезанн и многие другие. Собираясь по вечерам в парижских кафе, художники обсуждают, как совершить революцию в искусстве.
Пабло и его друг молоды, бедны и очень счастливы. Но вскоре с лучшим другом Пикассо случается трагедия: он кончает жить самоубийством из-за несчастной любви. Пикассо потрясён и подавлен. Он остается в чужом городе совсем один, без денег, без еды, ему приходится жечь свои картины в печи, чтобы согреть свою убогую каморку. Каждый день Пикассо ходит в кварталы бедных, где люди живут прямо на улицах. И вновь — рисует, рисует, рисует.
Какое настроение у этих картин? Почему?
Этот период в творчестве художника называется голубым. Все картины написаны в холодных тонах. Часто от них веет тоской и безысходностью. Персонажи картин - бедные люди: старый слепой бродяга, задумчивая женщина, одиноко сидящая в кафе с бокалом крепкого алкоголя.
В Париж стремились не только художники и поэты, но и циркачи, артисты, шуты — все они искали славы. Находили её единицы, остальные понимали, что блеск Парижа — лишь миф, иллюзия. Они жили достаточно бедно, собирались на Монмартре, развлекали толпу. Пикассо много разговаривал с бродячими артистами и, конечно же, их рисовал. Этот период называют розовым.
Взгляните на «Девочку на шаре» — синий цвет постепенно вытесняется, его заменяет розовый. Не жизнерадостный, как наряды принцесс, а бледный, холодный, в сочетании с пепельными.
Как вы видите, рисовать Пикассо умел отлично. Эти грустные, нежные картины сразу понравились публике. Но самому художнику вскоре надоедают эти похожие друг на друга работы. Он решает изменить свой стиль и отправляется на поиски вдохновения.
В это время в Париже как раз прошла выставка африканской скульптуры и масок. И многие художники вдохновились африканским искусством.
Посмотрите, как в этих масках, с помощью лишь несколько ударов топора и простого узора, получаются очень выразительные лица. Эта энергия, выразительность и простота очень впечатлили Пикассо. Он начинает писать портреты, похожие на эти маски - будто вырубленные топором. Теперь понятно, откуда взялись Авиньонские девицы!

П. Пикассо. Автопортрет. 1907
Кроме того, художники в начале 20 века задумались, как передать движение на картине. Совсем недавно появилось кино, появились первые мультфильмы - движущиеся картинки, и художникам тоже стало интересно, можно ли сделать так, чтобы изображение на картине будто двигалось.

П. Пикассо. Девушка с веером. 1907
Вот что придумал Пикассо. Посмотрите на лицо женщины. Мы как будто бы видим его одновременно с разных сторон: спереди (в анфас) и вполоборота (в 3/4). Возникает ощущение, что мы видим ее в момент, когда она поворачивает голову. Конечно, в реальной жизни наше зрение так не устроено, и мы не можем смотреть на вещи одновременно с разных сторон. Но если пофантазировать? Это называется симультанное видение - когда один предмет мы видим одновременно с разных точек зрения. Из-за этого в картине нарушается классическая система перспективы, и не работают привычные принципы восприятия картины. Но зато это совмещение разных точек зрения дает возможность предмету начать иллюзорно двигаться.
Потом Пикассо увлекается картинами Сезанна. Помните, Сезанн говорил, что все в картине строится на основе конуса, шара и цилиндра? Пикассо решил развивать эту идею. Главным в этом искусстве становится форма. Художник в своих работах не просто использует, но подчёркивает самые разные геометрические формы.
Сравните работы Сезанна (первая) и Пикассо (вторая). Чем они похожи?
Все из вас собирали конструктор? Что можно собрать из конструктора? Дома? Предметы? А могли бы вы из конструктора собрать человеческий портрет? Из одного набора деталей (треугольников, кубиков) можно, если постараться, собрать все, что вы хотите: пейзаж с домами, натюрморт с вазой или фигуру женщины. Вот и Пикассо решил так же собирать свои картины. Так он стал основателем совершенно нового направления в живописи - кубизма.
В основе кубизма лежит стремление художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двумерном изображении. Таким образом, художнику удаётся изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны.
Давайте посмотрим кубистсткие натюрморты Пабло Пикассо и его друга Жоржа Брака - мы увидим, как развивалось это направление. Первый период кубизма называют сезанновским, так похож стиль Пикассо на Сезанна.
Следующая мысль, которая посещает Пикассо, что устройство мира все-таки более сложное, чем простое конструирование из геометрических форм. Он начинает разымать вселенную на все более и более мелкие первоэлементы.
Пока не доходит до каких-то совсем раздробленных картин. Когда вы смотрите на эту картину, сначала ничего не понятно, правда? А если посмотреть на название? Кто нашел лимон? А стакан?

П. Пикассо. Натюрморт со стаканом и лимоном. 1910
В какой-то момент друзья Пикассо и Брак придумали использовать для картин обрывки бумаги и даже предметы. Эта техника называется коллаж.
Рассматривание кубистских картин похоже на разгадывание ребуса. Оно требует от зрителя усилий. Давайте проверим, как вы научились понимать кубистские картины.
Что изображено на картине? Как бы вы ее назвали?
Какие детали знакомые вы видите? (пуговицы, очки, лацкан пиджака, нос…). Вот так вот по деталям мы с вами постепенно собираем образ, изображенный на картине. Он не дается целиком, готовым, мы сами его должны домыслить. Это виртуальная сборка образа: процесс складывания образа в единое целое происходит не в реальности, а в нашем сознании. Это портрет друга Пикассо, коллекционера Амбруаза Воллара.

Вот другой портрет Воллара - тоже нарисованный Пикассо! Он привычнее и проще для восприятия. Но мы можем их сравнить и увидим, что предыдущий передавал образ ничуть не хуже, а может даже лучше. А какой вам нравится больше?

Пока мы тут разгадывали ребусы, Пикассо уже надоел кубизм, и Париж ему тоже надоел. Художник едет в Рим, влюбляется в русскую танцовщицу Ольгу Хохлову и пишет простые милые картины, которых так жаждала публика. Но публика вновь недовольна: чего это Пикассо так часто меняет стиль?

Пикассо — особенный художник. Он никогда не останавливался на одной идее. Хотел пробовать новое — и пробовал. Он на протяжении своей жизни менял стили и одновременно мог писать картины в разных стилях: классическом, кубизме, и еще разных только им самим выдуманных. Делал то, что считал правильным. Не боялся быть другим. Пикассо отвечает критикам:
Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по моему ощущению, это должно быть сказано.
- Пабло Пикассо

Это портрет Ольги. Как вы думаете, Ольга сидит или стоит? Кажется, что стоит, а за ее плечами – накидка. Но работа называется «Портрет Ольги в кресле», поэтому скорее всего она сидит. А разве мы забыли, что Пикассо шутник?! Наверное, он специально хочет нас запутать.
И в этой картине Пикассо дурачит нас! Это портрет сына художника, Пауло. Каким вы его находите (милый, трогательный, какой еще?). А теперь приглядитесь. Я подскажу: смотрите вниз, на ноги. Ну да, недорисованы, но это не всё. Под стулом, видите? Третья нога! Что это: черновик, набросок, небрежность? Никто точно не знает. С другой стороны, картина написана с фотографии, и на снимке третьей ноги нет, точно вам говорю.
Пикассо прожил ещё 50 лет и часто возвращался к старым работам. Неужели он не исправил бы ошибку? Мне нравится думать, что художник оставил лишнюю ногу нарочно — чтобы мы с вами её заметили и гадали: почему и зачем?

Пикассо тем временем продолжает менять стили, влюбляться, рисовать. Вот портреты Доры Маар. Она была подругой и музой художника 9 лет. Он написал очень много ее портретов. И они очень разные. Посмотрим лишь несколько из них.
Как вы думаете, в реальности она была красивой?
Да, Дора была очень красивой!


П. Пикассо. Плачущая женщина. 1937
А вот опять Дора. Что с ней случилось? Посмотрите, она же плачет!

Как она одета?
На ней красной шляпка. Судя по всему, это модная, красиво одетая женщина. Она либо только что пришла, либо уходит. Вероятно, произошло что-то.

Давайте подумаем, что у нее с лицом, как оно написано?
Оно похоже на мозаику. Это все отголоски кубизма. В картине много острых клиньев и граней, они пересекаются, врезаются друг в друга.

Пикассо показывает все напрямую. Дора страдает, ей больно.Когда мы говорим: «она совершенно разбита», «она раздавлена горем», «на ней лица нет», мы употребляем эти выражения в переносном смысле. А Пикассо это изображает. Исказив ее лицо, он стремится передать ее настроение, ее чувства и внутренние переживания.
Конечно, Пикассо писал не только натюрморты и портреты. Он писал и пейзажи, и различные сцены из жизни.

Весной 1937 года фашистские истребители разбомбили испанский город Гернику. За двухчасовой бомбардировкой последовал масштабный пожар, превративший Гернику в руины. Бомбардировка унесла жизни от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Страшнее всего тот факт, что большинство погибших были женщинами и детьми, поскольку большинство мужчин были в это время на войне.

Трагические новости с родины не смогли оставить Пикассо равнодушным. В то время художник работал над полотном для Испанского павильона на предстоявшей Всемирной выставке в Париже. Узнав о бомбардировке Герники, художник мгновенно меняет концепцию и берется за новое полотно. Всего за месяц создал невероятное, огромное полотно (восемь метров в ширину и больше трех в высоту), которое так и назвал — «Герника». На ней он изобразил все ужасы войны. Говорят, однажды нацисты обыскивали квартиру Пикассо и нашли фотографии «Герники». Немецкий офицер был потрясён: «О, это сделали вы?» «Нет, это сделали вы!» — ответил художник. Потому что он никогда никого не боялся.
П. Пикассо. Герника. 1937
Пикассо не только писал живописные полотна. Он занимался графикой, керамикой, скульптурой, делал декорации для театральных постановок. По оценке Музея современного искусства (Нью-Йорк), Пикассо за свою жизнь создал около 20 тысяч работ.

Но одно из самых необычных для того времени его произведений - рисунки в воздухе, которые он сделал в 1949 году для журнала Life. Молодому фотографу журнала Гьону Мили дали всего 15 минут на то, чтобы сделать какие-нибудь интересные фотографии со знаменитым художником. Находчивый Мили предложил Пикассо рисовать светом - и увлек художника не на 15 минут, а на несколько продолжительных встреч.
Как вы уже поняли, Пикассо не боялся экспериментировать. Будучи уже пожилым человеком, он принял участие в предложенной ему затее: один известный кинорежиссер предложил Пикассо заснять весь процесс, как он пишет свои картины, на кинопленку. Из этого вышел целый документальный фильм, фильм-эксперимент над художником, в котором пытаются разобраться, как приходит вдохновение и рождается произведение. Благодаря этому фильму у нас есть удивительная возможность будто вживую увидеть, как Пикассо рисует. Мы видим, как постепенно очень реалистичные наброски превращаются в яркие и странные образы.
Таинство Пикассо. 1956 (отрывок)
Пикассо дожил до 92 лет, у него было много жён, дети и внуки. После смерти художника они должны были заплатить государству налог на наследство за тысячи картин и скульптур. Чтобы не тратиться, наследники просто раздали шедевры в музеи. Сложно сказать, благодаря чему — исключительной жадности или удивительной щедрости — сегодня люди со всего мира смотрят на эти странные картины.
Попробуем создавать портреты, как у Пикассо.
Задание:
Портрет-коллаж
Вам понадобится:
  • Цветные и черно-белые журналы
  • Ножницы,
  • Клей-карандаш (ПВА разъедает бумагу)
  • Плотная бумага или картон

Находим в журналах фотографии, вырезаем глаза, носы и рты. Чем больше разных - тем лучше. Берите не слишком маленькие и не слишком большие, чтобы в итоге было удобно складывать эти части вместе.

Собрав по 3-4 варианта всех частей лица, попробуйте скомпоновать их в разных комбинациях.
Попробуйте перевернуть вверх ногами рот или глаза, проследите за тем, как меняется настроение.

Когда у вас сложится самая удачная комбинация, можете дополнить персонажа ногами, руками, шляпой, усами и другими чертами, придающими характерность.

Хихикать можно, даже нужно - это знак того, что коллаж удался.
Только когда вы убедились, что коллаж вам нравится, приклеивайте его на картон.

Благодарим за мастер-класс Наталью Цибанову.
Задание:
Портрет-маска
Вам понадобится:
  • Плотный картон (можно взять старые коробки)
  • Ножницы и/или резак
  • Краски
  • Кисти
  • Клей

Из картона вырежьте основную форму лица и фигуры разной формы для глаз, рта, носа, ушей и других частей вашего портрета.

Раскрасьте эти части, как вам вздумается. Не бойтесь экспериментировать!

Склейте. Пусть детали располагаются в несколько слоев, создавая объем.
Авторы курса

Дарья Маликова – заместитель начальника отдела художественных программ и творческих проектов Уральского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина

Яна Сидикова – медиатор Уральской индустриальной биеннале современного искусства, координатор проектов в Галерее "Ходынка"

Made on
Tilda