История современного искусства
Семейный курс для любознательных детей и родителей
от Уральского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина и Уральского филиала ГЦСИ
Инструкция по применению:
Читайте текст вместе с детьми. Рассматривайте картины и отвечайте на вопросы. Переходите по ссылкам и узнавайте больше. Творите!
Эмиль Нольде. Экспрессионизм.
Тема 7
Импрессионизм появился в конце 19 века и был первым течением в живописи, отказавшимся от точного копирования реальности. Но художники, о которых мы будем говорить сегодня, считали импрессионизм слишком сентиментальным и слишком реалистичным для нового, 20 века.

Помните, во Франции Винсент Ван Гог и Анри Матисс задумались о том, как цвета влияют на наше восприятие? Они намеренно искажали цвета в своих картинах, делали их не такими, как в реальной жизни. Они выбирали краски для того, чтобы придать картинам определенное настроение, чтобы сильнее выразить через них самого себя. Почти одновременно с ними в Германии художники заинтересовались теми же вопросами. Их волновали человеческие чувства, настроения и эмоции. Именно их они старались передать в своих картинах. Так появилось течение в живописи, которое назвали «экспрессионизм» (от слова «экспрессия», что означает «выражение"). Экспрессионизм захватил разные жанры искусства - не только живопись, но и театр, кино, музыку.
Импрессионизм и экспрессионизм - это совсем разные взгляды на творчество.
Импрессия - впечатление
Для импрессионистов важно изобразить мир таким, как видит глаз. Художники берут мотивы для картин из жизни природы, они стараются передать всю атмосферу, даже свет и воздух. Импрессионист очень внимательно смотрит на явления внешнего мира и развивает свою способность наблюдать, воспринимать существенное, в том числе в мелочах, простом, в незаметном. Он замечает нюансы окраски цветка, структуру листочка или перышка, форму травинки или чудесную линию, оставленную водой на песке. Он собирает увиденное в коллекцию, зарисовывает или запоминает, чтобы потом использовать. Так он создает художественные образы, в которых проявляется то важное, что он сумел ухватить в своих наблюдениях.
Экспрессия - выражение
Экспрессионисты, наоборот, творят, исходя из своего внутреннего мира и пытаются выразить в картинах свое собственное внутреннее состояние. Эспрессионист старается развить в себе восприимчивость к тому, как мы ощущаем краски, линии, формы, звуки. А еще он старается развить чувствительность к тому, что возникает в его внутреннем мире, в его переживаниях, фантазиях и мечтах. Это и становится для него материалом. Он создает образы, в которых дает проявиться прорастающим в его душе неясным предчувствиям. Главная цель его творчества - отобразить не внешний мир, который кажется лишь безжизненной оболочкой, а саму суть жизни или природы, ту «истинную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник.
Задание:
Угадай эмоции
Эмоция – это проявление нашего отношения к окружающему миру. Какие эмоции вы знаете? Проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в эмоциях. Посмотрите на фотографию ниже и назовите, какие эмоции испытывают эти люди? Не подглядывайте в ответ!

Ответ: печаль - радость - гнев - страх - грусть

А как художники могут изобразить эмоции на картине, чтобы нам было понятно?
Конечно, можно показать настроения, переживания при помощи персонажей, сюжета. Выражение лица героя, его поза помогают нам понять, испытывает ли он испуг или грусть, кружится в радостном танце или в гневе атакует врага. Но даже если на картине нет действующих лиц, людей, она тоже может нести настроение. Посмотрите на картины немецкого художника-экспрессиониста Эмиля Нольде. Вы можете угадать, о чем они, не глядя на название?

Э. Нольде. Взволнованные люди.

Э. Нольде. Вместе (Пара)

Эмиль Нольде. Танцующие дети. 1909

Э. Нольде. Танцовщицы со свечами. 1912

На двух последних картинах изображен танец. Но настроение у них совсем разное, правда? Как вы уже знаете, передача эмоций с помощью жестов и выражений лиц - это не единственный способ.
Очень важное значение имеют цвета.
О том, что разные цвета несут в себе разное настроение, люди догадывались всегда. Сейчас эти знания используют в своей работе люди разных профессий, прежде всего дизайнеры. Но одними из первых серьезными исследованиями связи цвета и эмоций занялись именно художники-экспрессионисты.
Подумайте, какого цвета могут быть эмоции, которые вы называли в начале занятия?
Красный
Это сильный, живой цвет, полный воодушевления. Его связывают с кровью, огнем, страстью. Он бодрит, придает энергию, помогает принимать решения. Но еще он вызывает агрессию, злость.
Желтый
Цвет солнца, поэтому связан с теплом, светом и радостью. Чаще всего он поднимает настроение и дарит заряд энергии. Однако в случае с этим цветом многое зависит от оттенка. Иногда он способен вызвать беспокойство, тревогу.
Синий
Обычно считают цветом спокойствия, умиротворения и расслабления. Он помогает человеку сосредоточиться.
Зеленый
Зеленый цвет ассоциируется с травой и листьями, прохладой. Он приносит человеку умиротворение и уверенность. Это многогранный цвет. Теплые оказывают успокаивающее действие, а холодные — бодрят.
Оранжевый
Теплый цвет, который благотворно влияет на работоспособность человека, повышает концентрацию внимания, помогает наладить контакт с другими людьми.
Фиолетовый
Образован слиянием активного красного и успокаивающего синего, поэтому это самый противоречивый цвет. Недаром в сказках все волшебники предпочитают мантии этого оттенка — они подчеркивают свою загадочность и значимость.
Считается даже, что то, какой цвет человек предпочитает, многое говорит о характере человека. Есть психологические тесты (например, тест Люшера), которые помогают определить эмоциональное состояние человека с помощью цветов. И вы можете пройти простой тест, но, пожалуйста, не относитесь к нему слишком серьезно.
Тест Люшера - методикаисследования личности, впервые опубликованная швейцарским психотерапевтом Максом Люшером в середине 20 века.
В одном эксперименте людей попросили выбрать один цвет из общей палитры для 5 эмоций: злости, радости, страха, печали, любви. После сложения всех ответов получилась вот такая обобщающая гамма цвета для каждой из эмоций.
Но важен не только цвет сам по себе, а общее сочетание цветов в картине. Помните, на занятии про Жоржа Сёра мы разбирались, что такое цветовой круг? Есть разные способы гармоничного сочетания цветов на цветовом круге. Можно подбирать краски по принципу контраста - то есть брать те цвета, которые занимают противоположные позиции на цветовом круге. Это дополнительные цвета. Можно, наоборот, брать краски, которые расположены рядом. Они называются аналогичными цветами.
Дополнительные цвета
Еще важна насыщенность цвета. Насыщенность меняется, если добавлять в цвет черную или белую краску. Если в любой цвет из цветового круга добавлять белый цвет, то его насыщенность снижается до пастельных или вообще до чисто белого; и наоборот, если добавлять черный цвет в тот же цвет, то его насыщенность повышается, вплоть до полностью чёрного. В итоге можно получить множество тонов и оттенков одного цвета.
Насыщенность
Задание:
Союз красок

Посмотрите на эти 3 пары красок. Представьте, что эти цветовые пары - это супружеские пары, муж и жена. Попробуйте описать, какие отношения были бы в каждом из этих союзов.
Разные сочетания красок воспринимаются нами по-разному. Вот ответы некоторых ваших сверстников.
  • Первая пара - это дополнительные цвета. «Они сильные, и отталкиваются друг от друга, но и поддежривают друг друга. Находятся в постоянном споре, в котором никто не берет верх. В целом их отношения интересные, насыщенные».
  • Вторая пара - один и тот же цвет, но разной насыщенности. «В этой паре много общих интересов, нет конфликтов - но в целом все довольно скучно». «Ты да я, да мы с тобой. Это скорее как брат с сестрой».
  • Третья пара - чистый и замутнённый цвет. «Это неравный брак, здесь один помыкает другим».

Посмотрите некоторые схемы гармоничного сочетания цветов.

Сейчас разработаны специальные программы, которые помогают дизайнерам автоматически подобрать правильные цветовые сочетания. Экспрессионисты выбирали такие сочетания цветов, которые передают нужное настроение.
Кроме персонажей и цветов еще одним способом передать настроение может быть линия.
Задание:
Характер линии

Для начала посмотрите на 2 разные линии на картинке ниже. Если бы они были людьми, как бы вы описали характеры каждого из них?

Затем возьмите лист бумаги, карандаш и попробуйте сами нарисовать:
  • мечтательную линию
  • злую линию
  • спокойную линию
  • тревожную линию
А теперь посмотрите на картины экспрессиониста Франца Марка. Он был знаком с Эмилем Нольде. Франц Марк предпочитал рисовать животных, представлявшимся ему высшего рода существами. Краски на полотнах "Большие синие лошади" и "Судьба животных" очень похожи, но они разные.
Какое настроение у этих картин и почему?
Важно!
Это понимание важности линий и форм станет очень значимым для экспрессионистов и приведет к возникновению совершенно нового течения в искусстве. Но об этом - на следующем занятии.
А сейчас расскажем о судьбе Эмиля Нольде.
Строго говоря, это был Эмиль Хансен. Нольде - это псевдоним, который художник взял себе в честь немецкой деревни на границе с Данией, где он родился. Он вырос в крестьянской семье, где было пять детей. Когда он был маленьким, ему пришло в голову разрисовать курятник и другие сараи цветным мелом. И нарисовал он не какие-нибудь обычные десткие рисунки, а сцены из Библии, ведь его семья была глубоко религиозной. Сразу стало понятно, что в семье растет необычные ребенок, чувствительный к прекрасному.

В 17 лет Эмиль покинул дом и начал свое путешествие по разным немецким городам. Там он работал на разных работах, и везде посещал музеи и учился рисовать. Однажды он нарисовал серию открыток, которые стали хорошо продаваться, и принесли Нольде довольно много денег. Он немедленно поступил учиться в живописи. Сначала в Мюнхен, потом в Париж, где он влюбился в импрессионизм и творчество Ван Гога и Гогена. Угадайте, где картина Винсента Ван Гога, а где - Эмиля Нольде?
В начале 20 века в Германии появились два объединения художников. Одно - в Берлине, назывались «Мост» (1905-1913), другое, чуть позже - в Мюнхене, «Синий всадник» (1911-1914). Присмотревшись к Нольде, члены группы «Мост" пригласили его присоединиться, и он согласился. Спустя несколько лет, в 1911 году, именно глядя на произведения группы художников «Мост» берлинский владелец художественной галереи Гертварт Вальден дает новому течению название «экспрессионизм».

Члены этой группы считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным в искусстве прошлого. С самого начала участники группы разработали свой «групповой стиль» письма. Их сюжетам и способу написания были столь схожи, что не всегда сразу удаётся различить, кто из мастеров является автором. Этим своим коллективным стилем «Мост» старался ещё теснее связать своё общество и протестовал против привычного представления о художнике, как об «одиноком гении».
Э. Нольде. Пророк. 1912. Ксилография (гравюра на дереве)
Это едва ли не самое пронзительное произведение Эмиля Нольде. Огромные глаза пророка, кажется, смотрят в будущее. Эта гравюра была использована для оформления обложки романа “Бесы” Фёдора Достоевского.
Известно, что многие художники-экспрессионисты увлекались творчеством русского писателя. Участники группы «Мост» часто смотрели на Берлин глазами автора “Преступления и наказания”. Образ депрессивного города, тема бедных и униженных, мучителей и их жертв – все это яркие особенности экспрессионистской эстетики.
Вообще, Нольде был верующим человеком, и написал много картин на религиозные, библейские сюжеты. Произведение "Житие Христа», одна из главных работ художника, состоит из 9 полотен. Правда, его видение Библии для многих было шокирующим.
Э. Нольде. Житие Христа. 1911-1912.
Кстати, уже через год Нольде вышел из «Моста», и ни в какие объединения больше не входил. Позже Нольде будет объявлен классиком экспрессионизма. Но сам он всю жизнь терпеть не мог, когда его так называли. Он был очень обсобленный человек, и не хотел следовать каким-то общим правилам. Он любил быть разным.
Эти картины – часть серии из 21 работы, описывающей почти один и тот же вид. Какого художника вам это напоминает?
Природа всегда интересовала Нольде. Он писал очень много пейзажей. Со времен обучения в Париже художник сохранил свою увлеченность импрессионизмом. Так, Клод Моне делал серии пейзажей с одной и той же точки в разное время суток: вспомните Реймский собор, или стога сена, или его пруд с кувшинками. Но Нольде интересовало не то, как изменяется один и тот же объект в зависимости от внешних условий (освещения, тумана), а разные состояния этого объекта: шторм, штиль, закат...
Иногда мне кажется, что я абсолютно ни на что не способен, но эта природа через меня может многое сделать.
— Эмиль Нольде
Оставаясь крестьянином в душе, Нольде очень любил жить в провинции и писать природу родной Северной Германии. Никогда он не был так счастлив, как когдаеужинялся от мира в своем любимом сельском доме на Балтийском море. Сейчас в этом доме его музей. Они с женой обожали заниматься садоводством, а Нольде много писал цветы из своего сада.
Но каждую зиму они с женой уезжали в Берлин, чтобы быть участниками бурной городской жизни: ходили в кафе, театры, кабаре, на выставки.
Когда Германия проиграла в Первой мировой войне, для Эмиля Нольде это стало очень болезненным событием. В 1920 году его родная деревня перешла во владении Дании, художник вынужден был стать датским подданным. Его это очень огорчало, ведь он чувствовал себя настоящим немцем. В конце концов, художник становится сторонником гитлеровского режима. Вель никто так много, как нацисты, не говорил о национальной немецкой идентичности. Став их сторонником, Нольде как бы стал настоящим немцем.

Но вскоре он начал понимать, как ошибся в своем выборе. В начале 30-х годов Нольде увидел в одной из художественных галерей Мюнхена такую сцену. Эсэсовец делал выговор владельцу галереи за работы экспрессиониста Франца Марка: «Что это за картина? Почему вы выставляете этот мусор? Очистить немедленно. Мы больше не намерены терпеть такие выставки. Показывайте настоящее немецкое искусство, иначе ваша галерея будет закрыта». Нольде повернулся к своему спутнику и сказал: «Теперь я знаю свое будущее».
Действительно, в начале 1937 года была создана специальная комиссия, занимавшаяся выявле­нием «вредных» произведений и изъятием их из немецких музеев. 9 июля 1937 года в Мюнхене открылась выставка под названием «Дегенератив­ное искусство». На ней было представлено около 700 работ немецких и других художников, чье искусство было признано вредным, «антинемецким». Выставка, вход на ко­то­рую был бес­­платным, вызвала огромный интерес публики. В течение 4 лет она путешествовала по 12 немецким го­родам и собрала целых три миллиона зрителей.

Узнать подробнее о «Дегенеративной выставке» можно в материале Arzamaz >>
На выставке «Дегенеративное искусство» работа Нольде «Житие Христа» занимают одно из центральных мест. Поэтому на него обрушиваются мощные гонения. Конечно, он отстранен от должности члена Прусской академии художеств. Более тысячи его работ были конфискованы, частично проданы, а многие из них - уничтожены. Вскоре ему, как и многих другим художниками, запретили не только выставлять свои картины, но и вообще писать их. Он не мог покупать материалы для живописи, холсты и масляные краски.

Удрученный, ожесточившийся, Нольде уединился в своем сельском доме. Удивительно, но эти печальные события дали его искусству новое дыхание. Художник вынужден был вместо масла обратиться к другому, более доступному материалу - акварели. Вместо больших живописных работ он тайком делал акварели небольшого размера. Конечно, он много рисовал акварели и раньше. Но за несколько лет Нольде сделал их больше тысячи. Он называл их своими «ненаписанными картинами». В этих акварелях воплотилась его противоречивая сущность: экспрессиониста и одновременно романтика. Они невероятно красивы. Для многих современных зрителей именно эти небольшие работы стали любимыми произведениями мастера.
Я хочу, чтобы краски моих картин лились сквозь меня, художника, как если бы природа сама создавала свои полотна, как будто формируются кристаллы или самородки, как растут мхи и лишайники, как цветы расцветают под солнцем...
— Эмиль Нольде

Для Нольде именно цвет всегда был основным способом экспрессии. Посмотрите на его акварели разных лет и попробуйте придумать, какое настроение у каждой из них.

А вам как кажется, это правильно?

Кончилась война. Люди забыли о том, что и сам Нольде был когда-то приверженцем нацизма, и воспринимали его как пострадавшего. Да и важно ли это? Ведь, несмотря на политические взгляды, перед нами великий художник. В 1953 году правительство Германии наградило Эмиля Нольде медалью «За заслуги в области науки и искусств».
Попробуем рисовать акварелью по мокрой бумаге, как Эмиль Нольде.
Задание:
Упражнение
В работах техникой акварели по мокрому цвета растворяются друг в друге, создавая мягкие края и смешивание. Никогда невозможно точно знать, какой результат получится. В этом есть что-то магическое, как цвета непредсказуемо смешиваются друг с другом, создавая красивый, яркий эффект. Но здесь есть много тонкостей.

Вам понадобится:
Акварельная бумага
Акварельные краски
Кисти
Салфетки
Вода

Текстура бумаги, то, как она впитывает воду, играет важную роль. Также важна степень увлежненности бумаги. Если наносить краску, когда на мокрой бумаге присутствует блеск, цвета будут распространяться на большой площади вашей картины, создавая неопределенные формы. Когда вам нужно сделать мягкий, но не слишком рассеянный мазок кисти, просто подождите, пока поверхность станет не глянцевой, но все еще сырой и прохладной на ощупь.
Чтобы для начала понять, как работает эта техника, выполните простые упражнения. Вы сможете почувствовать, как ведут себя краски на бумаге с разной степенью увлажненности.

Приготовьте в палитре два достаточно насыщенных раствора акварели, например, синего и желтого цветов.

Проведите по листу акварельной бумаги самой широкой кистью, смоченной в чистой воде, одну под другой четыре горизонтальные полосы. Первая полоса пусть будет самой «мокрой», а последняя, едва смоченной.

Кисточкой поменьше сделайте один под другим легкие мазки в каждой из смоченных областей и понаблюдайте, как расположатся наплывы в зависимости от количества воды на бумаге. Теперь правее мазков поставьте уже не мазки, а несколько точек. И, наконец, еще правее нанесите рядом два цвета на каждой из полос и понаблюдайте за их взаимно проникающими разводами.

До тех пор пока бумага еще влажная, вы можете легко сделать исправления, если что-то пойдет не так. Просто возьмите бумажную салфетку, сложите ее уголком, и кончиком промокните бумагу. Так вы поднимите лишнюю краску от бумаги.
Задание:
Пейзаж
Вам понадобится:
Акварельная бумага
Акварельные краски
Кисти
Салфетки
Вода

Самой широкой кистью намочите весь лист бумаги чистой водой, пока поверхность больше не будет впитывать воду. Получится тончайший слой воды на поверхности листа.

Легкими касаниями кисти наносите нужные оттенки цвета. Пока первый цвет не высох, рядом накладывается второй, и краски расползаются интересными наплывами. Учтите, чем суше бумага, тем легче контролировать процесс. Чем она более влажная - тем более плавными будут переходы цвета.

Писать нужно от светлого к темному: сначала светлое и теплое, а затем темное и холодное. И сначала пишем общие массы по очень мокрой бумаге, а мелкие и тонкие детали добавляем в конце по почти просохшей бумаге.

Вы можете использовать фен, и вам не придется ждать готовности нужного слоя для продолжения работы. Но будьте осторожны, чтобы не пересушить бумагу - она начнет выгибаться и сморщиваться.
Авторы курса

Дарья Маликова – заместитель начальника отдела художественных программ и творческих проектов Уральского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина

Яна Сидикова – медиатор Уральской индустриальной биеннале современного искусства, координатор проектов в Галерее "Ходынка"

Made on
Tilda