История современного искусства
Семейный курс для любознательных детей и родителей
от Уральского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина и Уральского филиала ГЦСИ
Инструкция по применению:
Читайте текст вместе с детьми. Рассматривайте картины и отвечайте на вопросы. Переходите по ссылкам и узнавайте больше. Творите!
Василий Кандинский. Абстракционизм.
Тема 8
Как вы помните, на рубеже 19 и 20 веков художники постепенно перестали в своих картинах подражать реальности. Вместо того, чтобы писать мир таким, каким его видят наши глаза, они начали экспериментировать. Импрессионисты старались передать сиюминутное впечатление от мира. Кубисты фантазировали, как можно поделить мир на геометрические фигуры и показать предмет одновременно с разных точек зрения. Экспрессионисты использовали неправдоподобные цвета и искаженные линии, чтобы изобразить душевное состояние.

Художники заходили в своих экспериментах все дальше и дальше, пока, наконец, Василий Кандинский не представил публике свои первые абстрактные картины. Критики подумали, что он сошел с ума. Ведь на них были изображены только какие-то пятна и линии - и вообще никаких узнаваемых предметов или людей. Автору было не просто прийти к решению создать такое произведение. Но именно так он хотел затронуть струны человеческой души. Почему? Давайте разберемся.
Абстрактное искусство
или беспредметное искусство, называют так потому, что на таких картинах художник не изображает какие-то предметы окружающего мира, только различные формы и цвета.
Василий Кандинский родился в Москве, в семье успешного коммерсанта. Он получил хорошее образование, а также брал частные уроки музыки и живописи. Женился, остепенился, стал преуспевающим юристом. А все свободное время отдавал музеям, театру, продолжал увлекаться рисованием…

В 1896 году в Москве проходила выставка французских художников, среди картин были полотна Клода Моне. Кандинского потрясла его работа «Стог сена»: «Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей». Примерно тогда же он услышал оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», которую назвал «осуществлением моей сказочной Москвы».
Услышанная музыка увлекла его в воображаемый мир. Он представил, как «все его краски стали рисовать бешеные, почти безумные линии». Это впечатление настолько зацепило Кандинского, что он задался вопросом: сможет ли он создать картину, которая была бы похожа на эту музыку?

И как вы думаете, что сделал Кандинский? Так, в возрасте 30 лет он бросил свою карьеру и семью и уехал из Москвы в Германию, в город Мюнхен, считавшийся тогда одним из центров европейского искусства. Он отправился учиться живописи.
Но должно пройти еще достаточно времени, прежде чем Кандинский сможет написать абстрактную картину.
Сначала он, как и многие другие художники, был в творческом поиске.Он много путешествовал по Европе, посещал Америку и Россию. Затем, в 1908 году, он вернулся в Баварию, поселился в небольшом городке Мурнаук югу от Мюнхена и писал пейзажи окрестностей.
Посмотрите на эти картины и определите, к какому из направлений близка каждая из них?
Первые две картины выполнена в импрессионистской манере, другие - фовизм или экспрессионизм. Синие горы, золотисто-розовые облака, красные домики. Эти пейзажи, хотя и дерзкие уже по цвету и форме, все еще верны наблюдениям натуры. Но живопись Кандинского развивалась стремительно. Уже через год он создает вот такую картину.
В. Кандинский. Кёхль. Прямая дорога. 1909.
Сможете определить, что изображено на этой картине?
Считается, что это полотно находится на полпути к абстракции. Если на предыдущих картинах мы с легкостью можем найти улицы, дома, деревья, горы, то согласитесь, здесь надо немного потрудиться. Только три едва прорисованных дерева и пара фигур. Без них картина превращается в одеяло из ярких разноцветных лоскутов: оранжевого (дома), желтого и красного (поле), голубого (дорога), темно-синего (гора). Постепенно становится понятно, что в живописи Кандинскому важнее всего цвет и линия. Именно они передают внутреннее состояние. Цветным фигурам совсем необязательно быть похожими на деревья, озера, дороги или даже на людей.
«Синий всадник» - это не только одна из ранних картин Василия Кандинского.
Активный, бьющий энергией, Василий Кандинский притягивал к себе людей и заражал их своими идеями. Он постоянно собирал вокруг себя художников в какие-то объединения, сам устраивал выставки и преподавал.В 1911 году вместе с другом-художником Францем Марком они организовали очередное творческое объединение «Синий всадник». Позже Кандинский вспоминал: «Название «Синий всадник» мы придумали за кофейным столом в саду. Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников. И название пришло само».
Вообще, это должен был быть просто художественный альманах - журнал, на страницах которого они могли бы выступать со своими громкими заявлениями.Как и участники группы «Мост», о которых мы рассказывали на прошлом занятии, они боролись за обновление немецкого искусства.

В объединение входили художники, танцоры и композиторы. Участники «Синего всадника» интересовались новыми популярными в Европе течениями — фовизмом и кубизмом. Они разбирали совершенно разные произведения, от средневековой готики до простого народного искусства. Заговорили даже о художественной ценности детских рисунков. Много страниц альманаха посвящено музыке и театру, ведь они верили, что все виды искусства можно объединить в единое целое.
В. Кандинский. Обложка альманаха «Синий всадник». 1912.
Но это дерзкое объединение оказалось очень недолговечным, оно просуществовало всего 3 года. Успел выйти лишь первый номер альманаха, и прошло две выставки. Выпустить второй номер помешала Первая мировая война. Франц Марк погиб на войне, а Василий Кандинский вынужден был вернуться из Германии в Россию. Он был российским подданным, Германия и Россия были врагами.
Зато в этот период Василий Кандинский, вдохновляясь беседами со своими единомышленниками, успел написать целую книгу «О духовном в искусстве». Мастерская художника стала настоящей научной лабораторией. Помните, Кандинский был юристом и ученым, и поиск истины был очень важен для него. В этой книге он рассуждал о том, как действуют на человека разные формы и цвета. Помните, мы уже немного писали об этом на прошлом занятии? Именно Василий Кандинский первым попытался систематизировать и описать воздействие цвета на человека.
В. Кандинский. Обложка альманаха «Синий всадник». 1912.
Упорный художник создал сложную динамическую теорию цветов, которая стала одной из самых влиятельных художественных теории столетия. По мнению художника, каждая краска сначала вызывает у зрителя чисто физическое ощущение, а потом оказывает психическое воздействие, то есть вызывает ассоциации и душевные переживания. Он пишет целые страницы текста про каждый цвет, их отношения друг с другом:
Картина, написанная в желтых тонах, всегда излучает духовное тепло, или как написанная в синих, оставляет впечатление охлаждения (т.е. активного действия, так как человек, как элемент вселенной, создан для постоянного, быть может, вечного движения), так зеленый цвет действует, вызывая лишь скуку (пассивное действие). Пассивность есть наиболее характерное свойство абсолютного зеленого цвета, причем это свойство как бы нарушено, в некотором роде, ожирением и самодовольством. Зеленый цвет похож на толстую, здоровую "неподвижно лежащую корову, которая способна только жевать жвачку и смотреть на мир глупыми, тупыми глазами.
— Василий Кандинский, «О духовном в искусстве»
Чтобы подробнее узнать о восприятии и сочетании разных цветов, и их движении, можно почитать выдержки из книги«О духовном в искусстве» >>
Кандинский считал, что живопись - это особый язык, на котором художник общается со своим зрителем. Иными словами, люди пишут друг другу сообщения при помощи букв, композиторы - при помощи нот, а художники – при помощи красок и форм.
Цвет – это клавиш, глаз – молоточек, душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу.
— Василий Кандинский, «О духовном в искусстве»
Кандинский не зря сравнивал живопись с музыкой. Подумайте, музыка прекрасна сама по себе, она ничего не пытается изображать. Она воздействует непосредственно на наши эмоции. Ее звучание раздается в воздухе, и у нас возникает определенное настроение, приходят на ум разные ассоциации - воображаемые образы и картинки. Композиторы знают, как с помощью определенного тона, ритма, разных инструментов передать грусть или радость, страх или восторг. Кандинский считал, что изобразительное искусство тоже должно стать таким. Картине тоже не обязательно что-то изображать, чтобы донести до зрителя эмоцию. Сочетания цветов и форм могут сделать это сами по себе. Как и в любом языке, в живописи есть общепринятые, одинаковы для всех правила и законы. Нужно только их понять и рассказать другим. То есть цвета и линии могут быть как бы алфавитом, при помощи которого можно воздействовать на эмоции человека, как это делает музыка с помощью звуков.
Кстати, можете ли вы услышать цвета, или даже понюхать или ощутить на вкус?
Василий Кандинский мог. Эта способность красочно представлять себе звуки или слышать, как могли бы звучать разные цвета, называется синестезия. Этим даром щедро наделены лишь некоторые люди. Например, известно, что кроме Василия Кандинского способностью к синестезии обладали его современники композитор Игорь Стравинский и писатель Владимир Набоков. Однако, большинство из нас обладает синестезией на некотором уровне.

Кандинский пробует сопоставить цвета и вкусовые ощущения, цвета и звуки в музыке.
В. Кандинский. Обложка альманаха «Синий всадник». 1912.
Лимонно-желтый для него звучал как пронзительный зов трубы. А еще он кислый.
В. Кандинский. Обложка альманаха «Синий всадник». 1912.
Теплый ярко-красный цвет представлялся ему звуком фанфар, а бордовый – тубой.
В. Кандинский. Обложка альманаха «Синий всадник». 1912.
В оттенках синего цвета он слышал: в голубом - флейту, в синем - низкий голос виолончели, в темно-синем - контрабас или даже орган.
Получается настоящий цветовой оркестр, в котором художник может исполнять роль дирижера. Когда он пишет картину - он будто составляет мелодию, где взаимодействие цветов показывает гармонии и диссонансы. Он хочет, чтобы зрители тоже могли услышать «внутренний звук цвета».
Посмотрите фрагмент мультфильма «Фантазия» студии Уолта Диснея на музыку Игоря Стравинского «Весна священная". Авторы мультфильма руководствовались идеями о связи цвета и музыки.
В своих текстах художник был последовательным и методичным, но, творя на холсте, работая с формой и цветом, он становился чувственным и импульсивным. И, конечно, он надеялся, что зритель будет воспринимать его работы так же эмоционально. Кандинскому всегда хотелось не смотреть на картину со стороны, а «самому вращаться в картине, в ней жить» - и того же требует он от зрителя. А это значит, воспринимать его картины нужно не разумом, а чувствами.
Даже картинам Кандинский начинает давать музыкальные названия.
Поскольку он избавляется от сюжетов и реалистичных образов, он просто именует их импрессиями, импровизациями и композициями и присваивает им номера.
Импрессии
Это выражение сиюминутных впечатлений, настроений. Часто это быстрые наброски.
Композиции
Композиции - наивысшие воплощения художественных идей автора, сама суть творчества. Они большого формата, очень тщательно спланированы и подготовлены. Он работал над ними подолгу, делал множество эскизов.
Нет точного ответа на вопрос, какая из картин стала первой абстракцией Кандинского. Ведь это не было однажды принятым решением - начать писать абстрактно. Постепенно, картина за картиной, мир в работах художника как бы разваливается и размывается - он как будто расфокусирует свое зрение, шаг за шагом отвлекается от реального, чтобы увидеть «истинный» облик мира.
В импровизациях еще видны силуэты предметов и фигуры людей. Это не совсем еще абстракция, но надо потратить несколько минут, чтобы разобрать, что изображено на картине.
В, Кандинский. Импрессия III (Концерт). 1911.
Что вы видите на этой картине?
Поначалу кажется, что это просто яркие пятна. Но если посмотреть на второе название картины, становится понятно, что мы видим перед собой публику. «Импрессия III (Концерт)» написана под впечатлением от концерта музыки австрийского композитора Арнольда Шенберга. Большой черный треугольник в правом верхнем углу символизирует рояль, который словно магнитом притягивает слушателей. Нижний правый угол целиком заполняет ярко-желтый цвет, передающий звуки фортепиано. Желтый Кандинский считал самым мощным цветом по силе воздействия: он «острый», резкий и динамичный, то есть лучше всего передает движение. Музыку Шенберга критики тех лет описывали как жесткую, активную - поэтому Кандинский выбирает этот цвет.
Кандинскому хотелось лично выразить свое восхищение композитору, и вскоре после концерта он написал Шенбергу: «Независимое следование собственной судьбе, самостоятельная жизнь отдельных голосов в Ваших композициях — это именно то, что я пытаюсь найти в живописных формах». Шенберг был рад, что художник понимает его и пытается «перевести» его музыку на язык живописи. Между ними завязалась дружба. 

Подробнее узнать о картине и отношениях Василия Кандинского с Шенбергом >>
Фрагмент музыки А. Шенберга
Задание:


А какими цветами вы изобразили бы свою любимую музыку? Возьмите краски, лист бумаги и включите любимый музыкальный трек. Попытайтесь почувствовать и зарисовать свое настроение. Вдруг вы обнаружите, что вы тоже синестетик?
Подобно тому, как симфонии являются главными вехами в карьере композитора, композиции Кандинского представляют вершину его художественного видения разные периоды его творческого пути. И в первых композициях мы тоже можем разглядеть реальные образы. Даже самые радикальные картины Кандинского до самых 1920-х годов сохраняют намеки на изображения.
Например, Шестая и Седьмая композиции – это мрачное видение какой-то вселенской катастрофы. Седьмую композицию часто считают вершиной художественного творчества Кандинского в период до Первой мировой войны. Он сделал более тридцати эскизов, акварелей и работ маслом, которые «документируют» процесс создания работы. Удивительно, но, после того, как художник завершил длительную предварительную работу, сама композиция была написана всего за четыре дня. Благодаря записям автора, искусствоведы определили, что в Седьмой композиции, если внимательно присмотреться, можно найти элементы несколько тем - Воскрешение из мертвых, Судный День, Всемирный Потоп и Райского Сада.
В. Кандинский. Композиция VIII. 1923
Зрители был совершенно шокированы переходом от трагических эмоций Седьмой композиции к спокойному геометрическому ритму Восьмой. Ничего удивительного - эта работа написана десятью годами позже.
А за эти годы очень многое изменилось!
Когда началась Первая мировая война, Василию Кандинскому — гражданину России — пришлось уехать из Германии. Он вернулся в Москву. В послереволюционной России у Кандинского много дел: он стал почетным профессором Московского университета, создавал музеи современного искусства в 22 городах провинции, преподавал во ВХУТЕМАСе - Высших художественно-технических мастерских, где учили художников и, как бы мы сейчас сказали, дизайнеров. Он пытался адаптировать учебные планы под свою теорию живописи.Однако учение Кандинского воспринялив штыки его коллеги, другие преподаватели -конструктивисты Варвара Степанова, Александр Родченко и Любовь Попова. Оно казалось им слишком иррациональным. А самомуКандинскому было не по душе проникновение социалистической идеологии в искусство. В декабре 1921 года он отбыл в Берлин для организации там отделения Российской академии художественных наук. И больше в Россию не возвращался. Зато мы можем увидеть, как общение с русскими конструктивистами изменило художественный стиль Кандинского.
Вернувшись в Германию, Кандинский устроился в Баухауз
— Веймарскую высшую школу строительства и конструирования. Его пригласили преподавать настенную живопись и теоретические дисциплины.
Это была необычная школа. Ее главный принцип можно было выразить одним словом, но это слово сложное и не переводится на русский язык: Gesamtkunstwerk (гезамткунстверк). Оно означает «великое универсальное произведение искус­ства». Они стремились объединить вместе архитектуру, скульптуру, живопись, графику, театр, психологию для того, чтобы создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе.
В. Кандинский. Форма для исследования отношений цветов и форм. 1923. Литография.

Методы преподавания в этой школе были тоже необычными для того времени. Преподаватели и студенты часто работали вместе. Например, однажды Кандинский создал специальную рабочую группу из преподавателей и студентов, которая исследовала связь цвета и формы. Он решил выяснить, какие цвета соответствуют базовым геометрическим формам: треугольнику, квадрату и кругу? После многочасовых дискуссий они пришли к такому решению:

  • Треугольник - желтого цвета. Потому что желтый - энергичный, активный, и отвечает за разум и мышление.

  • Квадрат - красного цвета. Потому что красный тяжелый, статичный и медленный.

  • Круг - синий. Потому что синий одновременно расслабляющий и подвижный, в постоянном движении - как наш разум, постоянно пребывающий в потоке мыслей.
Одновременно с преподаванием Кандинский выпускает еще одну книгу - «Точка и линия на плоскости». Конечно, большинство холстов этого периода представляют собой практическое воплощение его размышлений и исследований.
В. Кандинский. Желтое - синее - красное. №314. 1925
В этой картине художник противопоставил желтый и синий цвета, которые считал самыми сильными из противоположных цветов. Между ними он поставил красный, чтобы смягчить их конфликт. Красный он считал мужским цветом, а квадрат - мужской формой. Синий цвет был для него его женской противоположностью, как и форма круга казалась ему женской.
Посмотрите презентацию, чтобы почувствовать симфонию «Желтое - красное -синее» >>
В Баухаусе царила удивительная творческая атмосфера. Студенты жили комунной, все вместе учились, делали творческие проекты, ставили спектакли иразвлекались. Очевидцы вспоминают, что жители провинциального городка Дессау жаловались на вызывающую одежду и шумные празднества, а матери предупреждали своих дочерей, когда мимо проходили студенты: «Не смотри, они из Баухауса!».
На фото костюмы к одной из постановок - Триадическому балету, созданные учениками Баухауса. Недавно этот балет был полностью воссоздан по этим фотографиям и эскизам.
Баухаус знаменит тем, что его преподаватели и студенты совершили грандиозную революцию: они отменили старый предметный мир со всеми его чертами — формами, материалами, технологиями производства — и с нуля спроектировали вместо него ту «современность», в которой мы живем до сих пор. Вещи, которые создавали дизайнеры Баухауса, — мебель, лампы, посуда — были очень не похожи на мебель, лампы и посуду, которые создавались когда-либо раньше в истории человечества. Зато они были очень похожи на работы художников-абстракционистов. Это не удивительно: почти все его профессора были художниками-абстракционистами. И выпускники Баухауса - первое поколение дизайнеров - проектировало предметы, методично следуя инструкциям, которые разработали их учителя, авангардные художники.
Однако вскоре к власти пришли нацисты. Баухауз закрыли, художников-авангардистов преследовали. В 1937 году полотна Кандинского тоже попали на печально известную выставку «дегенеративного искусства». Многие его картины были уничтожены. Василий Кандинский переехал вновь — на этот раз во Францию. Его полотна «французского» периода часто называют биоморфными абстракциями. В них, наряду с геометрическими фигурами, появились элементы, которые напоминали простейшие биологические организмы.

Своими произведениями - картинами и книгами - Василий Кандинский окончательно перевернул привычные представления о живописи. Он сталвсемиpнo знamенитым хyдoжникoм poссийскoгo пpoисxoждения. Картины основоположника абстракционизма находятся в музеях по всему миру и стоят миллионы долларов.

Попробуем нарисовать свою абстракцию!
Задание:
Цветомузыка
Вам понадобится:

Бумага А4
Нитки
Карандаш
Пастель или акварель
Плеер, телефон, компьютер или любой другой источник звука
Разная музыка: классика, джаз, современная танцевальная и т.д.

Включите музыку и прочувствуйте ее настроение. Попытайтесь разложить нитки на листе бумаги "под музыку", передавая музыкальные эмоции. Заметьте, что под разную музыку нитки ложатся по-разному. Теперь превратите след нитки в линию с помощью простого карандаша. Добавьте еще линии. Продолжая слушать музыку, подумайте о том, какого цвета может быть звук каждого инструмента, и как они связаны между собой. Передайте мелодию в красках - закрасьте участки между линиями, растушуйте переходы между цветам, сделав их плавными.
Ваше абстрактное полотно готово!
Авторы курса

Дарья Маликова – заместитель начальника отдела художественных программ и творческих проектов Уральского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина

Яна Сидикова – медиатор Уральской индустриальной биеннале современного искусства, координатор проектов в Галерее "Ходынка"

Made on
Tilda