История современного искусства
Семейный курс для любознательных детей и родителей
от Уральского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина и Уральского филиала ГЦСИ
Инструкция по применению:
Читайте текст вместе с детьми. Рассматривайте картины и отвечайте на вопросы. Переходите по ссылкам и узнавайте больше. Творите!
Казимир Малевич.
Супрематизм.
Тема 9
Почти одновременно с Василием Кандинским, идея писать беспредметные картины пришла в голову еще одному художнику, тоже русскому. Можно гордиться, что этот важный переворот в истории искусства совершили наши соотечественники.

Мы обсудим сегодня одну из самых известных картин в мире. Вы наверняка слышали о ней и ее авторе, даже если вообще не разбираетесь в искусстве. Знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича - бесспорно и заслуженно одна из самых значимых картин 20 века. И самых скандальных! Уже больше 100 лет она удивляет и вызывает бесконечные споры и у опытных искусствоведов, и у простых людей.
Выставка "0.10". Фотография. 1915
19 декабря 1915 года в Петрограде открылась выставка под названием «0.10», на которой Казимир Малевич, совершенно неожиданно даже для коллег художников, показал беспредметные полотна. Даже название выставки необычное. 10 – это количество участников выставки, а 0 – любимое число Казимира Малевича. Что уж говорить о выставленных картинах! Главной картиной выставки стал знаменитый «Черный квадрат». Обратите внимание, как повесил его автор.
Вы знаете словосочетание «красный угол»? Что это такое?
Раньше в домах у верующих людей (а возможно у кого-то до сих пор) «красным углом» называли место в доме, где висели иконы. Малевич специально помещает картину в «красный угол» и вешает, как икону. Зачем? Да потому что он считал ее самой главной работой нового искусства! На выставке он объявляет о наступлении нового периода в истории искусства - супрематизма.
Супрематизм
Новое направление в живописи было единолично основано Малевичем, и термин придумал сам художник. Он происходит от латинского слова «супремус» - «высший». Еще его можно перевести как «превосходство». Малевич считал, что супрематизм - это высшая ступень развития живописи.
Как вы думаете, легко ли написать «Черный квадрат»? Почему?
К. Малевич. Черный квадрат. 1915
Говорят, Казимир Малевич около двух лет шел к тому, чтобы создать это произведение. Конечно, большую часть времени он просто вынашивал замысел. Он считал, что живопись, даже самые последние ее течения, как фовизм или экспрессионизм, устарели.

Идея картины пришла к нему, когда они вместе с друзьями Алексеем Крученых и Михаилом Матюшиным работали над оформлением футуристической оперы «Победа над солнцем» (1913). Художник набросал этот эскиз декорации заднего плана сцены.

«Черный квадрат» едва ли можно назвать картиной в привычном смысле. Это послание, вызов, манифест нового искусства. Говорят, когда Малевич написал эту картину и сам понял, что он такое сотворил, у него началась горячка. Поднялась температура, и он так волновался, что несколько дней не мог спать..
Между прочим, Малевич был не первым, кто написал черный квадрат!
В истории искусства уже были «черные квадраты», но о них мало кто помнит. Например, в 17 веке английский врач и философ таким образом изобразил космос. А француз Альфонс Алле в 19 веке написал картину «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью».
Чем отличается Черный квадрат Малевича от этих квадратов?
Получается, что и первая, и вторая работы – фантазии художников. Они подумали, а что будет, если что-то представить и изобразить на холсте. С «Черным квадратом» Малевича все иначе. Есть интересное мнение, что это картина, которую можно и не видеть. Достаточно просто знать, что она существует, была создана художником в определенный период развития искусства для того, чтобы высказать свою позицию. То есть в этом произведении главное - его идея, а не то, как оно сделано, не изображение само по себе.

Написав эту картину, художник окончательно порвал с той живописью, в которой картины изображают окружающий мир предметов. Ему хотелось убрать из своих работ все лишнее, чтобы осталось только самое главное. «Черный квадрат» - одновременно и конец старой живописи, и начало – новой. Ведь это простая форма и цвет, с которой все начинается: что может быть проще прямых линий, сочетания черного и белого?
Посмотрите еще раз на фотографию с выставки. Там есть и другие работы Малевича. Какие названия вы бы им дали?
Несложно догадаться! Кроме черных квадратов были написаны: «Черный крест», «Черный круг», «Красный квадрат», и разные варианты их взаимодействия. А позже много других похожих, например, «Белый квадрат на белом фоне».
К. Малевич. Белый квадрат на белом фоне. 1918
Белый цвет был у Малевича в особенном почете. Он символизировал для художника мир чистоты и совершенства. Кстати, если говорить о цвете, у Малевича была одна интересная особенность в технике живописи. Сначала он окрашивал нужные части холста черным, а потом, после высыхания нижнего слоя, наносил нужный ему цвет. Так в результате получались уникальные оттенки, которые создавали глубину, добавляя цветам неуловимую темноту. Этот прием стал своеобразной подписью и показателем подлинности картин. Благодаря ей искусствоведы-рентгенологи сегодня легко могут отличить оригиналы Малевича от подделок.
Вот еще произведения Малевича, которые появились в течение нескольких лет после выставки «0.10». На них художник увеличивает количество фигур и наблюдает за их взаимодействием.
С момента появления абстракционизма в нем наметилось два основных направления.
Лирико-эмоциональная абстракция
композиции создаются из свободно текущих форм и ритмов
Геометрическая, или логическая абстракция
создает пространство путем сочетания геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий
Как и Кандинский, Малевич стремился уйти от подражания уже существующим в природе вещам и создать что-то поистине уникальное и новое. Но эти абстрактные картины заметно отличаются от работ Василия Кандинского. На полотнах Кандинского много цветов и форм, часто там угадываются образы из реального мира - фигуры людей, элементы пейзажей. Кандинский писал свои абстракции для того чтобы понять, что мы чувствуем, когда видим различные формы и цвета на картине. Его картины нужно переживать.

Малевич создавал геометрические абстракции, в которых не было никаких «обломков" реального мира. Художник искренне считал себя гением, провидцем и полагал, что новый стиль – супрематизм – станет новым языком, я помощью которого любой человек сможет понимать новое искусство без всякой подготовки.
Конечно, Малевич не всегда писал такие картины.
Сам Малевич объявлял себя художником-самоучкой. В Киеве, где он родился, он посещал рисовальную школу. Переехав в Москву в 1904 году, он занимался в одной из частных художественных студий, пристально всматривался во все новые течения европейского искусства и как и многие другие художники, пробовал разнообразные художественные концепции.
Самым ранним серьезным увлечением молодого художника стал импрессионизм. В 1904 году в собрании московского коллекционера Степана Щукина Малевич увидел полотна Клода Моне с видами Руанского собора. Этот момент, названный им «великим событием», художник не забывал никогда.
Впервые я увидел светящиеся отражения голубого неба, написанные чистыми сочными тонами. После этого я стал импрессионистом.
— Казимир Малевич
Пробовал свои силы он и в пуантелистической манере. Художник-пуантилист наносит раздельными мазками чистые краски в виде точек, и оптически смешиваются в глазу зрителя. Мимолетный взгляд на произведение фиксирует лишь пестроту цветовых пятен, и только при более внимательном рассматривании формы принимают знакомые очертания, складываются в понятное изображение.
Сложно представить, но серьезный Казимир Малевич когда-то создавал и такие жизнерадостные, безмятежные, шуточные рисунки акварелью и гуашью.
Дальше Малевич увлекся кубофутуризмом. Кубофутуристы пытались соединить в своей работе принципы кубизма (помните Пабло Пикассо и то, как он раскладывал предметы на геометрические фигуры?) и футуризма (футуристы пробовали зафиксировать изменение предмета во времени), а еще связать их с поэзией. Об этом направлении в русском авангардном искусстве мы расскажем на отдельном занятии. Вы обязательно узнаете, зачем в картинах появились слова, и почему авиатор изображен с белой рыбой-пилой. Пока просто посмотрите картины, написанные Малевичем в этой манере, и обратите внимание, что художник уже готов был окончательно распрощаться с реализмом.
Я уничтожил кольцо горизонта вышел из круга вещей. И вещи исчезли как дым...
— Казимир Малевич
К.Малевич. Супрематизм (supremus № 56). 1915-1916
Составляющие композицию картины „конструкции“ изображены парящими в белом пространстве фона, олицетворяющем, по мысли художника, бесконечность Вселенной. В картине нет ни верха, ни низа, нет даже намека на повествование. Художник создает совершенно „новую“ реальность, не похожую на все, что нас окружает. А так ли не похожи ни на что эти изображения?
Что вы видите на этой картине?
Многим современным людям абстрактные картины Малевича напоминают виды городов из самолета или из космоса, или сами космические аппараты: спутники, международные космические станции. Но до покорения космоса еще 50 лет, и даже на аэропланах - только появившемся в то время - Малевич не летал. Но он подчеркивал, что его стиль связан с авиацией, ведь из кабины аэроплана любой ландшафт превращается в абстрактные фигуры.

Вообще Малевич много мечтал о будущем. Он даже придумал специальные слова для обозначения того, что еще н придумано. Земляниты — утопическое население будущего, которое не будет заниматься натураль­ным хозяйством и, благодаря развитию аэро­транс­порта, уже не будет привязаны к земле. Поэтому для них необходимо проектировать планиты — супрематические проекты архитектуры будущего, состоящие из простых геометрических форм. Они будут служить жильем для землянитов. Так Малевич вывел супрематизм в архитектуру и начал создавать объекты, которые назвал архитектонами.

Подробнее почитать о словах, придуманных Малевичем, можно в материале Arzamas >>
В. Кандинский. Обложка альманаха «Синий всадник». 1912.
Художником создано более десяти архитектонов из картона, гипса и дерева, и "Альфа" был первым из них. Они построены из значительного числа фрагментов, к примеру, в "Готе" их около 200, и в случае необходимости их можно полностью разобрать, а затем вновь собрать с большой точностью.
Малевич представлял некоторые свои работы как модели космических строений. Он считал, что в недалеком будущем их можно будет использовать в космической индустрии как основы для планов космических станций, на которых будут жить люди, а также посадочных площадок для таких станций.
Свою работу над архитектонами Малевич вел уже после революции.
Малевич разработал целое философское учение.
У него было много последователей среди молодых учеников, и вместе они организовали кружок под названием УНОВИС - Утвердители нового искусства. В честь него Малевич даже назвал свою родившуюся в том же году дочь Уной.
Он вел серьезную систему обучения. Художник был не просто учителем, он был кумиром для своих учеников. Они верили в него, преклонялись перед его учением. Малевич написал множество философских текстов, которые они читали, как Библию. Все вместе они приближали возникновение нового мира.
Он оказался в Витебске, куда его пригласили преподавать в Витебском народном художественном училище. Царская Россия превратилась в Советский союз. Многие люди верили в светлое будущее, в коммунизм, и искали пути, как поменять старый мир. Главной в коммунизме была идея всеобщего равенства, идея нового человека, не угнетенного, а свободного и сильного. И, конечно, этот новый человек должен жить в совершенно новом мире, внешне не похожем на старый. И, конечно, идеи Малевича пришлись многим по душе.
Малевич говорил своим ученикам о космосе. В УНОВИСе проектировали города в открытом космосе и «аэрогорода», парящие непосредственно над землей. Вместе с учениками они раскра­ши­вали витебские дома супремати­ческими граффити, создавали декорации для театральных спектаклей, афиши и уличные плакаты.
Малевич и его последователи считали, что идеи супрематизма должны распространиться не только на живопись, но и весь окружающий мир. Все художники, которые в 1920-е годы занимались беспред­метным искусством, стремились перейти от живописи к проек­тированию вещей - не просто изобра­жать реальность, а создавать новую реальность, как они сами говорили. По сути, они были не только художниками, но и первыми дизайнерами - хотя тогда не знали и не употребляли этого слова.
Посмотрите на чайный набор, которые сделал сам Малевич для Ленинградского фарфорового завода. Это же архитектон! В конце 1922 г. Малевич и двое его учеников Николай Суетин и Илья Чашник переехали из Витебска в Петроград. Там они поступили художниками на фарфоровый завод конечно же сразу затеяли реформу. Малевич предложил организовать специальное отделение при заводе - «Лабораторию новых форм», которая бы занималась поиском новых форм посуды для человека будущего.

В чайном сервизе Малевич разложил привычную форму на первоэлементы: так из сферической чашки получились полусферы, ажурный завиток ручки заменился непроницаемым прямоугольником. Чашка конечно оригинальная, чайник тоже. Но как вы думаете, удобно из него пить? Не похоже. Зато ими можно вдохновляться.
Оказалось, что идеи супрематизма очень хорошо использовать в печатной графике, иллюстрации книг. Вот иллюстрации к стихам Владимира Маяковского, созданные одним из лучших учеников Малевича Элем Лисицким.
В 1920 годы Москве открыти ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские. Последователи идей Малевича стали там преподавать. Его ученики будут проектировать здания, оформлять книги, создавать мебель, посуду и ткани. Так из супрематизма родилось целое направление в архитектуре и дизайне – конструктивизм. Эксперименты в живописи легли в основу современного дизайна, той среды, которую мы сейчас видим вокруг себя.
К сожалению, супрематизм и конструктивизм не продержались долго.
Лет через десять оказалось, что ни новой власти, ни народу больше не нужны эксперименты. Оказалось, что супрематизм никто не понимает. Малевича арестовывали и допрашивали, он почувствовал опасность и предпочел вернуться к более простому, понятному искусству. Но он использует изобретенный им новый визуальный язык для того, чтобы писать фигуративные картины (то есть те, в которых есть фигуры, изображения предметов).
На подрамнике картины, исполненной Малевичем в 1928–29-х годах, помещена весьма красноречивая авторская надпись: «Девушки в поле» 1912 г. № 26 «Супранатурализм». Художник изобрел новый термин, объединив два понятия: «супрематизм» и «натурализм». На полотне одновременно присутствуют и натуралистические образы (фигуры людей, пейзаж и хоть какое-то разделение плоскости на планы — то есть создание иллюзии пространства), и супрематические черты. Зачем же картина датирована 1912 годом, если написана намного позже? Неужели Малевич ошибся во времени на целых 15 лет? На самом деле это было сделано специально, чтобы с помощью ложной даты показать зрителям мнимое развитие его стиля от реализма к супрематизму. Дата выступает откидывает нас назад, в прошлое, как бы превращая супранутарилизм в исток, предтечу супрематизма.

Подробнее прочесть о картинах можно на сайте Государственного Русского музея >>
К. Малевич. Красная конница. Около 1932
Долгое время эта картина была единственной работой опального художника, признанной официальной историей советского искусства. Помогло название, звучавшее, казалось бы в унисон с общепринятым восхвалением революции и Красной армии. Малевич преднамеренно закрепил этот пласт толкований датой «1918 год» в правом углу холста и в надписи на обороте: «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы». Но действительно ли эта картина - про доблестную Красную армию? Может быть, художник спрятал в ней другой смысл?
Задание:
Посмотрите видео Скачет красная конница - анимированная картина на образовательном портале Государственного Русского музея "Здравствуй, музей» и подумайте, о чем еще может быть эта работа.
В последние годы жизни Казимиру было сложно рисовать - чтобы не дрожала рука, он опирался на бильярдный кий. Он жил бедно и даже не получал пенсию от Союза художников.

Художник размышляет об искусстве эпохи Возрождения и сочетает приемы реалистической живописи и супрематизма.
К. Малевич. Красная конница. Около 1932
Рассмотрите автопортрет внимательно. В нем есть маленькая деталь, которая намекает, что художник, конечно же, не забыл о супрематизме. Сможете ее найти?
Посмотрите на одежду художника. Неужели так одевались люди в середине 20 века? Конечно, нет. На этом портрете Казимир Малевич изобразил себя похожим на художника эпохи Возрождения. Например, Леонардо да Винчи. Возможно, так он поставил себя в один ряд с гениями прошлого, совершившими революцию в искусстве предшествующей эпохи. Посмотрите на его полный достоинства жест. А еще обратите внимание на правый нижний угол картины. В этом месте художники обычно ставят свои подписи. Что в этом месте стоит на этом автопортрете? Черный квадрат.
Узнаем, легко ли быть Малевичем?
Задание:
Аппликация
Вам понадобится:

Плотная бумага А4
Цветная бумага
Ножницы
Клей
Простой карандаш

С помощью цветной бумаги и ножниц можно создать композиции, очень похожие на работы Малевича. Остается только выбрать, какое из направлений вам больше по душе: супрематизм или супранатурализм.

Супрематизм
раскраска >>
Для вдохновения посмотрите еще раз супрематические картины Малевича. Нарежьте из цветной бумаги геометрические фигуры разного цвета и размера. Попробуйте по-разному раскладывать их на листе бумаги, пока не будете довольны результатом. Какая композиция у вас получилась? Она устойчивая или подвижная, легкая или тяжеловесная, яркая или мрачная?

Супранатурализм
раскраска >>
Посмотрите мастер-класс на видео и соберите своего персонажа.

Дайте получившейся картине название.
Авторы курса

Дарья Маликова – заместитель начальника отдела художественных программ и творческих проектов Уральского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина

Яна Сидикова – медиатор Уральской индустриальной биеннале современного искусства, координатор проектов в Галерее "Ходынка"

Made on
Tilda