История современного искусства
Семейный курс для любознательных детей и родителей
от Уральского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина и Уральского филиала ГЦСИ
Инструкция по применению:
Читайте текст вместе с детьми. Рассматривайте картины и отвечайте на вопросы. Переходите по ссылкам и узнавайте больше. Творите!
Джакомо Балла.
Футуризм.
Тема 10
Мы уже побывали во Франции, Австрии, Германии, России, а сегодня окажемся в Италии. В начале 20 века «продвинутая» итальянская молодежь устала от того, что их страна может предложить только знаменитые на весь мир памятники прошлого. Они воспринимали это как тяжелый груз, который тащит Италию на дно и не дает развиваться ничему новому.

Представьте, утром 20 февраля 1909 года вы разворачиваете свежую газету и видите в ней новость. Да не просто новость! Послание, где один бунтарь заявляет, что технические новшества спасут мир. Что машины и аэропланы в сто раз прекраснее, чем какие-то картины и статуи в музеях. Музеи похожи на кладбища, поэтому их (а заодно библиотеки, университеты и школы) нужно закрыть. И вообще, все искусство, созданное до сегодняшнего дня – старье, от него нужно избавиться!
Скандальную статью написал итальянский писатель Филиппо Томазо Маринетти, и называлась она «Манифест футуризма».
Он призвал молодых итальянских художников перестать восхищаться мастерами прошлого, набраться смелости и совершить революцию в искусстве. Так, благодаря фантазии и энергии одного человека в Италии возникло новое художественное течение.
Футуризм
В переводе на русский язык означает «будущее». Это искусство, воспевающее ритм современной жизни большого города, скорость, машины. Футуризм развивался не только в живописи и скульптуре, но и в театре, поэзии, архитектуре.
На призыв Маринетти первыми откликнулись художники Умберто Боччони, Джино Северини, Джакомо Балла. Они стали и главными авторами в новом направлении, и написали свой манифест - “Манифест футуристической живописи”. Он описывает, как должно выглядеть новое искусство. Они торжественно зачитали и подписали его в одном из театров города Турина в присутствии 3000 зрителей. С каждым годом в ряды футуристов вступали новые художники. Во многих странах появились свои футуристы, и в России тоже.
Футуристы страстно восхищались промышленной революцией и техническим прогрессом.
Они воспевали машины, вечное движение и скорость, бессонницу города, ритм фабрик и заводов, рев техники, запах горючего. Они обожали изображать технику. Как мы сейчас прихожим в восторг от очков виртуальной реальности, так и они восхищались всевозможными техническими новшествами - электричеством, двигателями, машинами, поездами, аэропланами.
Мы будем воспевать огромные толпы, возбуждённые работой, удовольствием и бунтом; мы будем воспевать многоцветные, многозвучные приливы революции в современных столицах; мы будем воспевать дрожь и ночной жар арсеналов и верфей, освещённых электрическими лунами; жадные железнодорожные вокзалы, поглощающие змей, разодетых в перья из дыма; фабрики, подвешенные к облакам кривыми струями копоти; мосты, подобно гигантским гимнастам, оседлавшие реки и сверкающие на солнце блеском ножей; пытливые пароходы, пытающиеся проникнуть за горизонт; неутомимые паровозы, чьи колеса стучат по рельсам, словно подковы огромных стальных лошадей, обузданных трубами; и стройное звено самолётов, чьи пропеллеры, словно транспаранты, шелестят на ветру и, как восторженные зрители, шумом выражают своё одобрение...
— Филиппо Томазо Маринетти, Манифест футуризма
Дж. Балла. Уличный фонарь. 1911
Что изображено на этой картине?
Художник Джакомо Балла изобразил обычную электрическую лампочку и исходящий от нее свет. Но все не так просто. Что еще, кроме лампы, вы видите на картине? Верно, в уголке притаилась маленькая луна. Так же, как уличный фонарь обозначает будущее на картине, маленький полумесяц означает прошлое. Отчасти - в прямом смысле. Ведь в прошлом люди полагались на луну, чтобы видеть ночью; в наше время мы полагаемся на электричество. Но еще так Балла ссылается на текст манифеста Мариенетти. Маринетти атаковал нежный свет луны и ее долгую связь с традиционным искусством. Он осудил прошлые поколения художников и поэтов как «любителей луны» и призвал «Давайте убьем лунный свет!». Он подразумевал, что нужно избавиться от романтического и сентиментального искусства прошлого. Поэтому на картине уличная лампа затмевает тусклый свет луны.
Еще Джакомо Балла и других футуристов интересовало, как можно передать на холсте движение и скорость .
В большом городе все вокруг движется, шумит! Поезда, велосипеды, машины, люди...Конечно, такой среде художники озадачились, можно ли сделать сделать так, чтобы при взгляде на картину возникало ощущение этого движения? Чтобы понять, что придумал художник, нам нужно познакомиться с двумя важными открытиями, которые были сделаны в конце 19 века.
Однажды один страстный любитель таких скачек по имени Лиленд Стэнфорд поспорил однажды со своим знакомым о том, как как переставляет ноги лошадь во время галопа. Один из них предполагал, что лошадь может парить в воздухе, одновременно вытянув ноги назад и вперед. Другой считал, что всегда какая-нибудь из ног касается земли. Чтобы разрешить этот спор, Стэнфорд, не пожалев денег, обратился к американскому фотографу Эдварду Мэйбриджу, чтобы тот заснял лошадь в движении.

Представьте себе беговую дорожку, по которой скачет лошадь, а ее движение снимают по очереди 24 фотокамеры. Получилось 24 фотоснимка, по одному в секунду.
Если быстро прокрутить эти картинки, получится короткий мультфильм, где скачет лошадь. Считается, что появление кино и мультипликации многим обязано такому эксперименту. Создавая рисованную анимацию, мультипликаторы изображают каждую фазу движения на отдельной картинке, а потом выстраивают их по очереди.
Несколько лет спустя, французский физик Этьен-Жюль Марер азработал удивительную версию этой техники, при использовании которой он снимал объект в движении на один кадр. Получалось такое своеобразное зрительное эхо.
Посмотрите отрывок из современного короткометражного фильма «Хор», чтобы лучше понять, как работает эта техника.
Посмотрите отрывок из современного короткометражного фильма «Хор», чтобы лучше понять, как работает эта техника.
" data-videolazy-load="false" data-videolazy-height="540">
А теперь взгляните на картину Джакомо Балла. Что вы видите?
Дж. Балла. Девочка, выбегающая на балкон. 1912
Конечно, зная обо всех этих фото-открытиях, вы с легкостью поймете, что изображено на картине. Здесь изображена девочка - старшая дочка художника, Люсия. Но она запечатлена не в один момент времени, а в движении, пока она выбегает на балкон. Видите перила балкона, которые как бы просвечивают сквозь нее? 
Как написана эта картина? Из чего она состоит?
Картина написана небольшими мазками, точками. Помните, какие художники так писали? Джакомо Балла в первые 10 лет своей творческой деятельности создавал работы в пуантилистской манере. Но один из его молодых учеников, Умберто Боччони, увлекся футуризмом и убедил старшего друга последовать его примеру. Поэтому этой работе есть кое-что и от пуантилизма, и от футуризма.
Вот другие картины Балла того же времени, где он пытается передать движение.
А можно ли изобразить движение, не рисуя сами предметы, которые двигаются? Джакомо Балла решил изображать не сами предметы, а то, как он это движение воспринимает и чувствует. Он наблюдает разное движение в жизни: полет ласточки, движение автомобиля, порывы ветра и водовороты. Постепенно движение в его картинах сводится к геометрическим схемам и становится похожим на абстрактное (беспредметное) искусство.
Обратите внимание на подпись художника. Дело в том, что художник полностью пересматривает свой стиль. Он выставлет на аукцион все свои предыдущие картины и заявляет: «Балла мертв!». С этого момента он будет подписывать свои произведения именем «FuturВalla».

Балла часто выбрал для своих картин автомобиль как символ скорости, вспоминая о скандальном утверждении Мариенетти в его «Манифесте футуризма»:
Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой — красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы; ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, — она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской.
— Филиппо Томазо Мариенетти, Манифест футуризма
Кроме движения и скорости Балла продолжает много изучать свет - не зря он 10 лет занимался пуантилизмом с его оптической теорией смешения цветов.
Началась Первая мировая война. Глубоко обеспокоенный этими событиями, Балла пишет такую картину.
Дж. Балла. Внутри войны. 1915
Вскоре Джакомо Балла вместе со своим другом Фортунато Деперо провозгласили очередной манифест - «Футуристической реконструкции Вселенной». Конечно же, в нем они хотели изменить не только искусство, но построить новую вселенную. Чтобы подвинуть старые идеалы и жить в новом времени, необходимо было изменить каждую деталь повседневного мира! Футуриста должна окружать футуристическая среда: новая одежда, новый дизайн помещений, новая мебель, посуда и одежда. И даже футуристические игрушки! Поэтому Балла становится не только художником, но и дизайнером, скульптором, иллюстратором, модельером и театральным оформителем.
Создавать новую вселенную Балла начал с собственного дома. Ему давно нравилось самому делать вещи. Он нарисовал и сделал мебель для комнат своих дочек, Люсии и Эрики. Посмотрите на этот шкаф - что за фигурки притаились у него по бокам? Да это же девочки в платьицах!

Посмотрите на комнаты его дома в Риме, украшенные и обставленные самим художником и его дочерьми.
Вместе с дочерьми они красили стены и старую мебель в яркие цвета, присбосабливали всякий хлам для изготовления абажуров, ширм и вешалок. Они делали керамику, ткали ковры и шили футуристическую одежду. Здесь можно почитать переведенный манифест «Антинейтральной одежды» (да, опять манифест!), написанный Джакомо Балла.
В 1918 году Балла опять издает манифест - на этот раз свой собственный, «Манифест цвета». Как и в его доме, мы увидим в его картинах взрыв цвета, плоские геометрические формы и движение.
Дж. Балла.Декорации для балета Стравинского. 1916-1917
Посмотрите на его яркие эскизы декораций для балета Игоря Стравинского. Декорации были построены из дерева и покрыты листами серебряной фольги, атласом и яркой бумагой. Вместо настоящих танцоров на сцене исполняли танец цветные лучи света из прожекторов, которые освещали эти геометрические формы. Настоящий балет будущего!
В 1929 году Балла подписывается под манифестом аэроживописи - живописи, вдохновленной полетом. После Первой мировой войны, в начале 20-х годов 20 века, авиация стала быстро развиваться. Самолеты отлично вписывались в важную для футуристов идею восхваления машин, потому что одновременно воплощали и скорость, и технический прогресс. Поэтому они сразу смещают фокус на себя, оставив позади автомобили и поезда. Кроме того, самолеты открывают человеку новый взгляд на привычные объекты - ведь с высоты все выглядит совсем иначе, чем с земли! Помните, как и Малевич мечтал о воздухоплавании и космосе? Поднявшись над землей, летчики видели мир другим. Главной темой большого числа произведений был вид сверху на землю, которая с высоты начинала принимать форму шара.
Такие футуристические цветы Балла создавал для украшения своего дома. Большинство из них сохранилось только в виде бумажных макетов, но сейчас по этим макетам воссоздаются деревянные скульптуры разного размера: как небольшие, настольные, так и в человеческий рост. Их можно купить.
А можно сделать похожие самим!
Задание:
Футуристические цветы
Вам понадобится:

Плотный картон
Цветная бумага или краски (гуашь, акрил)
Ножницы и, желательно, макетный нож
Клей
Кисть или валик
Простой карандаш

Распечатайте шаблоны, вырежьте и обведите их на плотном картоне. Если у вас нет принтера - не беда! Вы можете просто нарисовать и вырезать любые понравившиеся вам формы.

Вырежьте заготовки из картона. Для того, чтобы вырезать соединительные пазы, удобнее использовать макетный нож. Разрезы должны быть очень тонкими и аккуратными, чтобы детали сцеплялись крепко друг с другом.

Чтобы ваши футуристические цветы получились яркими, раскрасьте картон гуашью или акрилом или обклеить цветной бумагой.

А теперь собирайте получившийся конструктор в любой последовательности!
Вы можете сами придумать детали любых геометрических форм, или разобраться, из каких фигур состоят цветы Джакомо Баллы, и попытаться их скопировать.
Авторы курса

Дарья Маликова – заместитель начальника отдела художественных программ и творческих проектов Уральского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина

Яна Сидикова – медиатор Уральской индустриальной биеннале современного искусства, координатор проектов в Галерее "Ходынка"

Made on
Tilda