презентация
российского издания книги
«Время культурной медиации»





Арт-медиация получила широкое распространение в российском контексте, особенно среди музеев современного искусства: с 2015 года формат проектно применяется на таких площадках, как Музей современного искусства «Гараж» и Уральская биеннале. Многие институции открывают собственные программы, готовящие медиаторов под отдельные выставочные проекты или для постоянного трудоустройства. Значимой частью такой подготовки становится знакомство с текстами, задающими контуры понятия и практики медиации на международном и европейском уровне.
Книга «Время культурной медиации» написана коллективом авторов под руководством профессора Кармен Мёрш и впервые вышла 2012 году в Цюрихском университете сразу на четырех языках, став первым комплексным пособием и одновременно рефлексией на такие темы, как терминология, принципы и обобщающие практики медиации в швейцарском культурном контексте. Теперь публикация, на протяжении 10 лет задававшая рамки методологии для многих европейских и российских медиаторов, будет бесплатно доступна на русском языке на сайтах Музея современного искусства «Гараж» и «Школы медиации» Уральской биеннале.




Подготовка русского издания: агентство переводов «Транслит», Екатеринбург
Перевод: Анна Матвеева
Редактура: Тина Гарник
Корректура: Марина Петрова, Анна Быстрецких
Научный редактор: Алина Белишкина

Выход публикации предваряла серия онлайн-семинаров, где педагоги, кураторы и исследователи образовательных практик из Швейцарии и России обращались к ряду ключевых идей и вопросов, разработанных Мёрш, размещая их в конкретных обстоятельствах образовательных практик в культурных институциях современной России и Европы.
Смотреть семинары
Презентацию книги провела ее редактор и ведущий автор Кармен Мёрш. На двух онлайн-встречах автор познакомила слушателей с ключевыми концептами публикации и исследовательским методом, лежащим в ее основе.
Читать конспект
В 2024 году российское издание «Время культурной медиации» дополнил сборник мнений, объединяющий высказывания российских экспертов о медиации в сфере культуры.

Оригинальная публикация задумана как партисипаторный проект. Авторский текст перемежается высказываниями экспертов со всей Швейцарии, представляющих собственные подходы и мнения, которые дополняют и раскрывают рассматриваемые автором темы. Следуя этому принципу соучастия и соавторства, 22 российских специалиста из различных городов и институций внесли свой вклад в отечественное издание. Сборник — это возможность для сверки взглядов, выработки общего языка, общих оснований как для работы с аудиторией, так и для эффективного обучения медиации и совместных действий в общих проектах.

Кармен Мёрш — профессор художественного образования Майнцской академии искусств Университета Йоханнеса Гутенберга, Германия. С 2008 по 2018 год она возглавляла Научно-исследовательский институт художественного образования Цюрихского университета искусств, Швейцария. С 2011 года по сегодняшний день она ведет докторскую программу «Художественное образование» в Университете прикладных искусств в Вене. Приглашенный научный сотрудник и преподаватель в многочисленных высших учебных заведениях по всему миру. Вместе с Норой Ландкаммер она формирует коллектив e-a-r (образование и исследования в области искусства). Является членом сети «Еще одна дорожная карта для художественного образования», которая объединяет коллег, стремящихся совместно анализировать и развивать художественное образование с точки зрения эмансипации и деколонизации.

Алина Белишкина — педагог, куратор и художница. Училась на программе кураторских исследований (CuMMA) Университета Аалто, Хельсинки, а до этого в Смольном Институте (Факультет свободных искусств и наук СПбГУ). С 2011 года преподает теорию и практики современного искусства в различных образовательных институциях Санкт-Петербурга и Москвы. Куратор и участница международных и российских выставок и программ (исследовательский павильон 57-й Венецианской биеннале, BBX Crit Sessions, documenta studies (Кассель) и пр.). Была приглашенным лектором в Центре фотографии им. братьев Люмьер, Культурном центре ЗИЛ, Школе Родченко и др.

Дарья Маликова — психолог, искусствовед, специалист в области музейного образования. Сотрудник отдела специальных проектов Уральского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина, куратор программы медиации Уральской индустриальной биеннале современного искусства и руководитель «Школы медиации» (artmediation-school.ru), член исследовательской группы и соавтор монографии «Что-то новое и необычное: исследование аудитории современного искусства в крупных городах России», участник проектной группы «Лаборатории индустриальности».

Марина Романова — менеджер публичных программ отдела просвещения Музея современного искусства «Гараж». Магистр кафедры музеологии факультета истории искусств Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) по направлению «Социокультурные проекты», выпускница бакалавриата факультета коммуникации, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) (Москва) по направлению «Политическая журналистика». Автор социокультурных проектов, связанных с арт-медиацией и подкастами в музее.
ПУБЛИКАЦИЯ КНИГИ «ВРЕМЯ КУЛЬТУРНОЙ МЕДИАЦИИ» И СОПРОВОЖДАЮЩАЯ ЕЕ ПРОГРАММА ПОДГОТОВЛЕНЫ МУЗЕЕМ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ГАРАЖ» И ШКОЛОЙ МЕДИАЦИИ УРАЛЬСКОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ШВЕЙЦАРСКОГО СОВЕТА ПО КУЛЬТУРЕ ПРО ГЕЛЬВЕЦИЯ В 2021 ГОДУ.
Made on
Tilda