СЕРИЯ ОНЛАЙН-СЕМИНАРОВ
«ВРЕМЯ (ДЛЯ) КУЛЬТУРНОЙ МЕДИАЦИИ»





В рамках семинаров, приуроченных к выпуску российского издания книги «Время культурной медиации», педагоги, кураторы и исследователи образовательных практик из Швейцарии и России обратились к проблемам арт-медиации, поднятым в публикации, и предложили свое видение функций, целей и возможностей данного формата. Книга коллектива авторов под руководством Кармен Мёрш на русском языке доступна онлайн для всех желающих.
Распространение практик арт-медиации в России нередко связывают с европейской биеннале современного искусства «МАНИФЕСТА 10», проходившей в Санкт-Петербурге в 2014 году. С тех пор арт-медиация получила широкое распространение в российском контексте: с 2015 года формат проектно применяется в «Гараже», на Уральской биеннале и на многих других площадках. Однако вплоть до сегодняшних дней среди российских деятелей искусств не существует единого понимания термина арт-медиации. Каждый культурный работник этой сферы вкладывает в понятие что-то свое: многие вопросы, касающиеся его значения и присущей ему проблематики, с тех самых пор остаются нерешенными. Поэтому одна из целей семинаров — понять, что российские и швейцарские эксперты вкладывают в этот термин, выявить основные черты и характеристики арт-медиации.

Онлайн-семинары обращаются к ряду ключевых идей, разработанных Кармен Мёрш, и размещают их в конкретных обстоятельствах образовательных практик в культурных институциях современной России и Швейцарии. Вместе с тем, принимая во внимание контекст, в котором практики медиации получили свое распространение в России, возникает вопрос, насколько релевантно применение этого термина для обозначения образовательных процессов, происходящих вне институций современного искусства. Существуют ли какие-либо концептуальные или методологические различия между медиацией в более консервативных культурных учреждениях и медиацией в музеях современного искусства? Каковы цели медиации и ее наиболее важные функции в обоих институциональных пространствах? Эти вопросы формируют отправную точку для серии дискуссий между исследователями и практиками художественного образования из России и Швейцарии.

Программа семинаров разбита на два смысловых блока, названия которых отсылают к одноименным главам книги «Время культурной медиации»: «Как работает медиация?» и «Кто выступает медиатором?». Каждый из блоков, в свою очередь, состоит из двух встреч. Первый блок в большей степени сконцентрирован на докладах спикеров и обсуждении, а второй приглашает слушателей к участию в коллективной практике под руководством спикеров.
ПУБЛИКАЦИЯ КНИГИ «ВРЕМЯ КУЛЬТУРНОЙ МЕДИАЦИИ» И СОПРОВОЖДАЮЩАЯ ЕЕ ПРОГРАММА ПОДГОТОВЛЕНЫ МУЗЕЕМ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ГАРАЖ» И ШКОЛОЙ МЕДИАЦИИ УРАЛЬСКОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ШВЕЙЦАРСКОГО СОВЕТА ПО КУЛЬТУРЕ ПРО ГЕЛЬВЕЦИЯ. СЕМИНАРЫ ОРГАНИЗОВАНЫ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ.
ВВОДНАЯ ВСТРЕЧА
Кураторы программы онлайн-семинаров: Алина Белишкина, Дарья Маликова и Марина Романова, рассказывают, какая идея стоит за организацией этих встреч, об их темах и спикерах. Они обсуждают актуальность издания книги «Время культурной медиации» и расскажут об организационной стороне встреч. К кураторам присоединяются со-автор книги — Кармен Мёрш и куратор публичных программ Музея «Гараж» Анастасия Митюшина.
КАК РАБОТАЕТ МЕДИАЦИЯ?
На первой встрече в рамках темы «Как работает медиация?» Бернадетт Сеттел и Дарья Бочарникова рассматривают медиацию как социальную и перформативную практику с точки зрения того, как она участвует в учреждении и/или изменении институций, в которых реализуется. По Мёрш, медиация может утверждать (affirm) институции, воспроизводить (reproduce), деконструировать (deconstruct) или трансформировать (transform) их. Последняя — трансформативная — функция медиации и станет предметом нашего особого внимания в рамках первой темы семинара. Спикеры обсуждают потенциал медиации к преобразованию институций на самых разных уровнях и с разных позиций: посредством критики процедур канонизации и легитимации нормативных знаний или через вовлечение в процессы принятия программных решений различных сообществ и социальных групп «извне». Также рассматривается, какую роль медиация играет в изменении статуса музея, в превращении его в пространство для коллективного, общественно значимого, политического высказывания. Наконец, задается вопрос, действительно ли медиация является образовательной практикой и какую форму совместности она позволяет осуществлять.
КАК РАБОТАЕТ МЕДИАЦИЯ? ПРАКТИКА
На второй встрече темы «Как работает медиация?» Сюзанн Кудорфер и Александр Иванов рассказывают о своих практиках и делятся опытом создания образовательных проектов и программ арт-медиации в культурных институциях Швейцарии и России. Целью этой встречи стала коллективная работа над созданием мультиязычного «Ридера по арт-медиации». Спикеры предложили материалы для сборника и обсудили свой выбор. В свою очередь, участники семинара получили возможность включить в «Ридер» важные им тексты на любом языке и поделиться своим пониманием функции арт-медиации и ее воздействия на институции, исходя из своего уникального опыта. Тексты Ридера зарегистрированные участники и слушатели семинаров получили на электронную почту, указанную при регистрации.
КТО ВЫСТУПАЕТ МЕДИАТОРОМ?
Семинары, посвященные вопросу «Кто выступает медиатором?», открывает встреча с Шарлотт Лобар и Алексеем Бойко, на которой спикеры обрщаются к фигуре арт-медиатора и рассматривают проблему его агентности в разных институциональных и социальных контекстах. Какую позицию занимает медиатор и в какой мере он идентифицирует себя с институцией, от имени которой он держит речь? Является ли его деятельность исследовательской и если да, то каким это исследование оказывается: научным или художественным? Каковы эффекты и аффекты медиации и кем является медиатор — институциональным критиком, перформером, педагогом или проводником зрителя, — тем, кто умело нейтрализует субверсивный эффект искусства или, напротив, открывает пространство для случайного и незапланированного коллективного опыта? Как ему это удается?
КТО ВЫСТУПАЕТ МЕДИАТОРОМ? ПРАКТИКА
Вторая встреча в рамках темы «Кто выступает медиатором?» является заключительной для всего цикла семинаров. На ней исследовательница и арт-медиатор Гила Колб рассказывает о своем опыте работы с командой арт-медиаторов на documenta 14 и делится своими текущими интересами, среди которых особое место занимает медиация как активистская и антирасисткая практика. На встрече участники семинара вместе с организаторами обсуждают вопросы из блога «Слово арт-медиаторам», который Гила ведет более 6 лет, и коллективно формулируют ответы.
Made on
Tilda